[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2014 ШВАТ 5774 – 2(262)

 

СЛУГИ НАРОДА ВО ИМЯ НЕБЕС

Берл Лазар

Сегодня одна из главных проблем в мире — коррупция во властных структурах. Не то что ее стало больше, просто общество становится все более открытым, и коррупционные истории все труднее скрывать. Масштабы скандалов растут, порождая отчуждение от существующих политических институтов. Многие в этой связи говорят даже о кризисе демократии.

На самом деле причина не столько в порочности общественных институтов, сколько в том, что руководят ими порой неподходящие люди. Идеал демократии — лидер, служащий тем, кто его выдвинул. На практике же в лидеры часто попадают те, кто стремится к власти ради личных целей.

К сожалению, иногда мы сталкиваемся с подобными проблемами в религиозной общине. Конечно, в общине это случается на порядок реже. Нам помогает вера, помогает знание святых текстов. Раббан Гамлиэль, духовный лидер евреев в середине II века н. э., решил назначить двоих своих учеников на важные посты, а те из скромности отказывались. «Вы что же думаете, я власть вам даю? — сказал учитель. — Рабство я вам даю!» И действительно, глава общины должен служить не своим интересам, а интересам тех, кем он управляет: можно сказать, он раб общины…

А вот что раббан Гамлиэль говорит по тому же поводу в «Поучениях отцов»: «Те, кто занят делами общества, пусть делают это во имя Небес, пусть будут им в помощь заслуги их отцов, а их собственная праведность продлится в веках. А вам (говорит Б-г) Я уготовлю великую награду, как если бы вы все это совершили».

Идея понятна: тот, кто получает право вершить дела общества, должен работать не в своих интересах, а для Б-га — тогда он получит награду от Б-га. Но это лишь самое первое приближение к пониманию мишны, на деле смысл ее гораздо глубже.

Первый вопрос, который возникает при внимательном чтении текста: о каких «заслугах отцов» идет речь? Рамбам в трактате «Законы Сангедрина» пишет, что имеются в виду заслуги отцов тех, кому помогает глава общины: «Даже если они люди совсем простые — сыны Авраама, Ицхака и Яакова они и народ Всевышнего». Б-г заключил завет со всем нашим народом, так что каждый еврей в ответе за всех евреев, и заслуги праведников распространяются на всех, в том числе на потомков. Лидер помогает людям — это не личная его заслуга, он получил свой пост благодаря Б-гу. И он не «благодетель общества» — люди, которые получают от него помощь, имеют на нее право, если не благодаря собственным заслугам, то по заслугам праведных предков. А что означает пожелание, чтобы праведность лидеров «продлилась в веках»? И почему Б-г обещает награду, «как если бы они все это совершили»? На практике труд праведного руководителя тяжел и неблагодарен. К нему приходят люди, отягощенные проблемами, часто раздраженные, несдержанные. Не стоит рассчитывать на их признательность. Есть хасидская притча о раввине-праведнике: каждому, кому раввин помогал, он давал пакет камешков. «Уверен, что рано или поздно ты будешь меня проклинать и кидать в меня камни, — говорил он, — так пусть это будет мелкая галька, а не булыжник!» Подлинная награда лидеру будет не от людей, а от Б-га. Как мы говорим каждую неделю в субботней молитве: «…и всех, кто добросовестно занимается делами общины, пусть Святой Творец, благословен Он, вознаградит их <…> и дарует им благословение и удачу во всех делах».

Б-г понимает, что ни один лидер не в состоянии решить все проблемы. Всегда надо выбирать, кому помочь и в какой мере. Тот, кто взял бремя лидерства ради власти, конечно, поможет своим приближенным, а это дискредитирует саму основу отношений в общине. Тот же, кто «делает во имя Небес», решает вопросы согласно принципам Б-жественной справедливости. Тогда, даже если не все довольны, Б-г наградит лидера так, как если бы он выполнил все задачи, стоящие перед обществом.

Все сказанное относится к работе общественного деятеля. Но каждая мишна «Пиркей Авот» содержит поучение для всех людей. Ведь каждый из нас имеет долг перед обществом, каждый призван помогать ближнему, служить людям. Делать это надо не ради гордости или почета, а «во имя Небес»… В Талмуде говорится: как-то один раввин встретил на рынке пророка Элияу и спросил его, кто в городе удостоен доли в Мире грядущем. Элияу указал на двух братьев: «Их ждет самая большая награда». Раввин поинтересовался у братьев, чем они, собственно, занимаются. А те отвечали, что ничего особенного не делают: «Просто мы по натуре любим радость, вот и стараемся каждый день приносить радость другим»…

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.