[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2014 ШВАТ 5774 – 2(262)

 

Возвращение из синагоги (кидуш левана). Вацлав Конюшко. 1880 год. Национальный музей в Варшаве

 

Кидуш левана: маленькие прыжки, большие буквы и парадигма возрождения

Арье Ольман

Соломон Наумович Рабинович (1859–1916), став еврейским писателем, взял себе псевдоним Шолом-Алейхем. Шолом — таково было его еврейское имя, а почему Алейхем? Это ивритское словосочетание, означающее «мир вам» (во множественном числе), вошло в идиш довольно давно и было хорошо знакомо его идишеговорящим читателям. Среди классических источников, содержащих это словосочетание, — тексты из сидура, в частности, «освящение луны» — кидуш левана.

Ежемесячные изменения фаз луны всегда приковывали к себе внимание людей. Они периодичны, поэтому естественно использовать их для отсчета времени. В начале книги Берешит (1:14) говорится: «И сказал Б-г: да будут светила в небосводе, чтобы отделить день от ночи, они и будут знамениями и для сроков, и для дней и годов», а первой заповедью, данной Б-гом евреям, было: «Месяц сей для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года» (Шмот, 12:2), что все интерпретаторы понимают как указание на лунный месяц. Мидраш так объясняет происхождение этого небесного календаря:

 

Сказано: «И создал Б-г два светила великие» (Берешит, 1:16), и сказано: «светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью» (там же) — противоречие. Сказала луна Святому, благословен Он: Владыка мира, разве могут два царя пользоваться одной короной? Сказал Он ей: Иди и уменьшись. Сказала она ему: Владыка мира, за то, что я говорила правильно, я должна уменьшиться? Сказал Он ей: Будь и днем, и ночью. Сказала она ему: А что толку? Светильник в полдень разве помогает? Сказал Он ей: Пусть евреи считают по тебе дни и годы (Хулин, 60б).

 

За такой дар необходимо возблагодарить Всевышнего. Поэтому каждый месяц, видя молодой серп луны, религиозные евреи произносят благословение «освящения луны». Исходно это было одно из благословений, произносимых при виде природных явлений (гром, молния, океан), но со временем оно приобрело дополнительное значение. Календарный месяц обозначается в Торе двумя словами: йерах (от яреах, «луна») и ходеш («обновление»). Обновление луны и связь евреев с луной естественно дают концепцию обновления евреев, обновления их связи с Б-гом, возвращения к былому величию. Об этом говорят мудрецы: «Когда Израиль пришел в пустыню Синай, чтобы встретить Шхину, было начало месяца. Ибо сказано: “В этот день пришли они в пустыню Синай”. И о новомесячье тоже сказано: “...этот месяц вам...” Отсюда мы видим, что освящение новой луны напоминает о явлении Шхины» (Шабат, 86). И поэтому «тот, кто своевременно благословляет наступление нового месяца, подобен принимающему у себя Шхину» (Сангедрин, 42а). Польский ученый рабби Шмуэль Эйдельс, или Маарша (1555–1631), комментирует это так:

 

Находясь в изгнании, мы лишены возможности принять Шхину в Иерусалиме, но не перестаем мечтать об этом. Наблюдая молодой месяц в час его обновления, мы всякий раз вспоминаем обещание, данное нам Всевышним, о том, что и мы тоже будем «обновлены» и вновь удостоимся лицезреть Шхину, как сказано: «Того, кто намеревался исполнить заповедь, но по не зависящим от него причинам не сумел это сделать, Всевышний считает как бы исполнившим ее». И вот, когда мы выходим из дома, чтобы благословить новую луну, в наших сердцах пробуждается мечта о собственном обновлении, о возвращении к истоку святости — Храму, обители Шхины. Тогда, согласно сказанному в Торе, мы как бы удостаиваемся принять ее уже сегодня.

Освящение луны (кидуш левана). Страница на идише и иврите. Фюрт, Германия. 1840 год

 

Луну благословляют не раньше третьего числа месяца (чтобы быть уверенными, что действительно видят месяц, а не какой-то отблеск) и не позже полнолуния; в Хабаде благословлять луну начинают с седьмого дня месяца. Новолуние ава благословляют после Девятого ава, новолуние сивана — на исходе Шавуота, а новолуние тишрея — после Йом Кипура (однако Виленский гаон считал, что медлить с заповедями негоже, и предписывал не ждать до окончания этих дней). Раз благословение месяца — это встреча Шхины, следует по этому случаю надевать праздничные одежды. Но просто так в будни мало кто пойдет их надевать, потому благословение приурочили к исходу субботы (Софрим, 20), когда все евреи еще в субботних одеяниях. К тому же полезно начать неделю с выполнения заповеди. Поскольку благословение месяца связано с раскрытием лика Шхины, его следует произносить стоя: «Учили в школе рабби Ишмаэля: Если бы евреи удостоились встречать Отца своего небесного раз в месяц, этого было бы для них достаточно» (Сангедрин, 42а). Ядро ритуала — само благословение: «…создавший небеса словом Своим и все воинство их — дыханием уст Своих. Закон и срок установил Он для них, чтобы не отклонялись они от своей должности. Ликуют и радуются они, выполняя волю своего Создателя, Творца истины, все деяния которого — истина. И повелел Он луне обновляться, увенчивать великолепием тех, о ком Он заботится с рождения, тех, кто в будущем обновится, подобно ей, и будет восхвалять своего Создателя». После благословения трижды говорят: «Благословен Замысливший тебя, благословен Создавший тебя, благословен Обретший тебя, благословен Сотворивший тебя!» Начальные буквы этих четырех слов на иврите составляют имя «Яаков»: сыновья Яакова, младшего сына Ицхака, отсчитывают месяцы по луне — «меньшему светилу». До и после этого благословения читают хвалебные псалмы и завершают восхваляющей Б-га молитвой «Алейну», танцуя в кругу и радуясь грядущему обновлению народа. Недаром в середине ритуала произносят: «Давид, царь Израиля, живет и здравствует». Хотя на протяжении пятнадцати поколений — от Рехавама до Цидкияу — дом Давида клонился к упадку и в конце концов его царство погибло, оно исчезло не навсегда. Религиозные евреи верят, что, подобно луне, которая в течение пятнадцати дней уменьшается и скрывается совсем, а затем снова возрождается и сияет с небес, престол Давида никогда не будет уничтожен и возродится.

Ночь — время опасности, а жизнь еврея и без того полна опасностей. Освящая новый месяц, хорошо бы обезопасить себя от разных неприятных случайностей на месяц вперед. По этой причине в ритуал благословения луны добавлены различные апотропейные, защищающие вставки. Евреи трижды (сделанное трижды считается завершенным) приподнимаются на носках и говорят: «Подобно тому как я подпрыгиваю к тебе (луне, на иврите — местоимение женского рода) и не могу коснуться тебя, так и все мои враги не смогут коснуться меня для зла». «Нападет на них страх и ужас, при виде могучей силы Твоей онемеют, как камень» (Шмот, 15:16) — и тот же стих в обратном порядке: обратное написание библейских стихов часто встречается в амулетах, ему придается магическое значение. «Да будет добрый знак и добрая судьба нам и всему Израилю» — именно из этого текста пошло пожелание «симан тов у-мазаль тов». А так как в Талмуде существует правило «узник не освобождает сам себя из темницы», то считается, что для осуществления доброго предзнаменования благословить человека должен кто-то другой. Поэтому евреи, попрыгав на носках, обращаются друг к другу со словами «мир вам» — «шалом алейхем» — и отвечают на них, совсем как их соседи-арабы: «вам мир» — «алейхем шалом». По окончании благословения обычай каббалистов предписывает встряхивать кисти цицит — «чтобы стряхнуть зло».

Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон читает «Кидуш левана». Нью-Йорк. Конец 1980-х –начало 1990-х годов

 

Однако благословение луны вызывает некую теологическую проблему. Представьте себе, что вы — украинский крестьянин или иракский торговец, и вы видите, что каждый месяц, в один из вечеров после новолуния, евреи выходят на улицу толпой, что-то читают, подпрыгивают… Вы и без того уверены, что евреи Б-гу не служат, потому что Б-гу служите только вы, к тому же евреи — отверженный народ. Какой вывод вы сделаете? Единственно возможный: евреи молятся луне. Луна — колдовское светило, представление о евреях как о колдунах было широко распространено во всех странах. Чтобы предотвратить это мнение, была принята алаха: во время ритуала на луну не смотреть! Даже не поворачиваться в ее сторону. Один раз взглянуть в начале, чтобы убедиться, что она видна на небе, — и хватит. Это также причина того, что у Саадьи Гаона, у Рамбама и у йеменцев никаких обращений к самой луне в ритуале нет.

Вторая теологическая проблема. Как мы можем говорить «…и не могу коснуться тебя», когда люди уже ходили по поверхности Луны? Часть раввинов такая проблема не заботит: это, мол, поэтическое выражение, и все равно человек не может прикоснуться к Луне без специальных приспособлений[1], но рав Шломо Горен, главный раввин Израиля, изменил текст этой формулы на «…и не касаюсь тебя» — сейчас не касаюсь, но вообще-то могу. Этим он вернул молитвенной формуле ее первоначальный вид: такой она была в трактате «Софрим».

И еще одна проблема, более практическая. Луну благословляют раз в месяц, текст можно за это время и забыть, значит, нужно читать его по сидуру. Но ритуал-то происходит на улице; глядя из дома, луну можно благословлять только в крайнем случае — если стекло прозрачное и если на улице очень холодно. Уличные фонари еще не изобрели, а лунный свет — много ли его от молодого месяца? В сидуре просто ничего не видно. Поэтому текст благословения традиционно записывают ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, и устойчивый ивритский оборот издревле и до сих пор именует большие буквы «отиот кидуш левана» — «буквы освящения луны».

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      Р. Ицхак Зильберштейн. «Хашукей хемед» к Гитин, 84а.