[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2014 ТЕВЕТ 5774 – 1(261)

 

 

 

Performance non-stop

Жанна Васильева

В Еврейском музее и центре толерантности — антология перформанса 2000-х от Роуз Ли Голдберг, основательницы биеннале «Performa» и автора книги «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней», которая скоро выйдет на русском.

Выставка отсылает к нескольким проектам, которые были хитами в Бахметьевском гараже еще в «домузейные» времена. Она выглядит продолжением проекта «100 лет перформанса», представленного Голдберг совместно с Клаусом Бизенбахом, директором P.S.1. И напоминает о двух мощных ретроспективах — Марины Абрамович и Уиль-яма Кентриджа, в 2011-м. Нынешний проект рассчитан на тех, кто в теме. Это не столько антология, сколько дорожная карта — с указателями поворотов, достопримечательностей, must see. И с расчетом на то, что зритель начнет отыскивать в сети ролики понравившихся художников. Иначе трудно объяснить, почему, например, из трилогии Яэль Бартаны, с которой израильская художница представляла Польшу на Венецианской биеннале 2011 года, выбрана только одна часть из трех. Конечно, и в ее «Кошмарах» ощутимы гротесковые метаморфозы, на которых строится трилогия. Новое вино отлично вливается в старые мехи, спич о возрождении межнациональной дружбы на руинах Холокоста вписывается в пропагандистскую эстетику фильмов 1930–1950-х. На фоне руин варшавского стадиона активист выдуманного «Движения за еврейское возрождение в Польше» обращается к «народу» (пионерам), призывая вернуть в страну три миллиона евреев, живших в Польше до войны. Но размах «большого стиля», если не горечь абсурда, все же остается за рамками показа.

Дело не только в том, что Яэль Бартана — одна из самых востребованных фигур на современной арт-сцене. Похоже, тема манипулирования людьми, важная для понимания ее работ, оказывается ключевой для авторов других перформансов 2000-х. Лори Симмонс вообще предпочитает работать с марионетками. Это не мешает ей в «Музыке сожаления» задействовать наряду с деревянными куклами саму Мэрил Стрип — для ее героини игра в куклы, кажется, длится всю жизнь. Актер и марионетки равно подчиняются воле автора.

Тема манипуляции и власти волнует и испанца Сантьяго Сьерру, известного скандальными перформансами, в которых он использует людей даже не как живые скульптуры, а как пластический материал, провоцируя возмущение зрителей ситуациями, которые в обычной жизни едва заметны. В своей «Ловушке» (2007) он устраивает встречу «кукловодов» с безымянной «массой»: важные госчиновники Чили сами становятся жертвой манипуляций, они попадают на сцену в роли... самих себя. И полный зал гастарбайтеров из Перу разглядывает их как персонажей ярмарочного шоу. Одни рассчитывали на паблисити, другие — на зрелище. Перформанс демонстрируется как запись камер видеонаблюдения: зрители выступают в роли анонимного охранника, для которого эмоции обеих сторон — и рутина, и повод для ухмылки.

Способ показа перформанса для Ли Голдберг значим как еще одна возможность показать властную природу медиа. Если Бартана работает с «большим стилем» идеологий, Сантьяго Сьерра — с вуайеризмом видеокамеры, то Гай Бен-Нер — с пародией на эстетику телесериала и рекламы, Лиз Меджик Лейзер — с заранее приготовленными блюдами «прямого эфира», группа «Claire Fontaine» — с эстетикой видеоуроков по самообороне, где инструктаж смахивает на программирование поведения зрителя. Соскочить с медийной карусели мало шансов, но на выставке есть варианты побега. Из самых пленительных — «Уроки рисования» Уильяма Кентриджа, где в комическом абсурдизме проглядывают уроки сюрреализма и немого кино. И, конечно, обаяния виртуозного исполнительства, которое используют при повторении Марина Абрамович и Клиффорд Оунс, никто не отменял.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.