[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2014 ТЕВЕТ 5774 – 1(261)

 

Отечество мое — в моей душе …

Москва, ГМИИ им. Пушкина, до 16.2

 

Соня Делоне. Рынок в Минью. 1915 год. Коллекция Вячеслава Кантора

 

Музей искусства Авангарда (МАГМА) был создан Вячеславом Кантором в 2001 году, и уже десятилетие спустя его можно было назвать уникальным. В музее около 400 работ, из которых в Москве сейчас показывают чуть больше сотни. Пресс-релиз извещает, что это западноевропейское и русское искусство конца XIX XX века, на деле же иностранцев совсем немного, зато какие! Модильяни, Ротко и Люсьен Фрейд — всё авторы редкие в российских коллекциях. Впрочем, о многих художниках парижской школы — они составляют ядро собрания — сразу не скажешь, как их делить по странам, чего стоит хотя бы случай Хаима Сутина. На Волхонке показывают сразу семь его полотен — настоящий праздник для московских поклонников живописца. О качестве собранного Кантором говорит хотя бы тот факт, что «его» Сутин был отобран на выставке в парижском музее Оранжери в Париже, городе, который, казалось бы, трудно удивить авторами 1930-х (см. рубрику «Еще посмотрим» в: Лехаим. 2012. № 12).

Концепция музея выстраивается вокруг собирания авторов-евреев. На пресс-конференции Кантор даже Репина (не так давно он купил его «Парижское кафе» 1874—1875 годов, открывающее сейчас экспозицию) пытался определить в евреи — еще одно свидетельство коллекционерской страсти, не умеющей себя сдерживать.

Хватает же и без этого: Бакст и Цадкин, Тышлер и Фальк, Альтман и Лисицкий, Штейнберг и Кабаков… Дело, конечно же, не в анкете, но в самом искусстве. И когда смотришь на «Рынок в Минью» (1915) Сони Делоне или на «Мокрые волосы» (2012) Виктора Пивоварова, вариант композиции из его серии «Едоки лимонов», то готов простить собирателю любую концепцию, любой взгляд.

Выставка сопровождается отменно изданным каталогом.

 

Гробман: 4 выставки

Москва, ММОМА, до 26.1

 

Михаил Гробман. Черное небо. 1981 год. Собрание автора

 

Музей в Ермолаевском переулке невелик размерами, но расположен на четырех этажах. Это позволяет проводить сразу несколько выставок — почему бы и не одного художника? Живущий в Тель-Авиве Михаил Гробман (см. интервью Ирины Мак: «Я каменщик Михаил Гробман» // Лехаим. 2013. № 12) показывает проект «Москва, 1960-е» — о годах своего становления, и «Левиафан» — об израильском периоде, начавшемся в 1971 году и долгое время связанном с созданной им одноименной группой (о другом ее участнике, Самуиле Аккермане, см.: Алексей Мокроусов. Самуил Аккерман. Пространства и имена // Лехаим. 2013. № 2). Третья выставка, «Картина = символ + концепт», посвящена живописи 1980–1990-х годов, а на последнем этаже под заголовком «Гробман: после искусства» представлены работы последних лет.

В рамках выставки и в самом Ермолаевском переулке, и в Еврейском музее и центре толерантности покажут фильмы о Гробмане и «втором русском авангарде».

 

Ман Рэй

Москва, Музей личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, до 19.1

 

Ман Рэй. Джульет. 1947 год
Коллекция Тимоти Баума,
Нью-Йорк

 

Ман Рэй (1890–1976; настоящее имя Эммануил Радницкий, родился в Филадельфии, родители, Мейлах Рудницкий и Маня Лурия, были родом из Ковенской губернии) всю жизнь верил, что он великий художник. Но публика не так уж восторженно относилась к его картинам и объектам, предпочитая им фотографии.

Приходилось откладывать кисть и палитру и браться за фотоаппарат. Благодаря фотографии Ман Рэй постиг ту «химию мистического» («химиком мистерий» назвал его Роже Рибемон-Дессейн), кооторая сделала дружившего с сюрреалистами автора всемирно знаменитым. «Я фотографирую то, что не могу нарисовать, и рисую то, что не могу сфотографировать» — этот принцип виден прежде всего в его портретах, обильно представленных в Москве.

Созданная Ман Рэем галерея классиков ХХ века, от Гертруды Стайн и Сергея Эйзенштейна до Пикассо и Арагона, поражает как богатством имен, так и качеством работ. Экспонаты предоставили Национальная портретная галерея и Музей Виктории и Альберта в Лондоне, парижский Национальный центр искусства и культуры имени Помпиду (архив фотографа, переданный сюда несколько лет назад наследниками, был открыт для публики недавно), Музей Израиля в Иерусалиме, Man Ray Trust (Нью-Йорк) и частные коллекционеры.

 

Быть художницей!

Франкфурт, Музей Гирша, до 26.1

 

Эми Редер. Еврейская беженка. 1924 год

 

Выставка посвящена трем немецким художницам начала ХХ века, родившимся и работавшим вблизи Франкфурта: Оттилии Редерштайн (1859–1937), Эми Редер (1890–1971) и Мари фон Хайдер-Швайниц (1894–1974). Общим у них была, пожалуй, лишь судьба — профессиональных художниц век назад было мало, женщина у мольберта выглядела скорее исключением. Редерштайн пришлось преодолевать сопротивление семьи, прежде чем достигнуть высот в профессии (среди ее картин, выставленных во Франкфурте, — портрет Алексея Явленского 1928 года). Хайдер-Швайниц рисовала «для себя», признание коллег пришло лишь после смерти.

Редер повезло больше — уже в 1920-х она была довольно известным скульптором. В эту пору возникла и бронзовая «Еврейская беженка», стилистически близкая Барлаху. Переклички с авангардом дорого стоили автору: ее терракотовая скульптура «Беременная» была изъята из музея в Карлсруэ и отправлена на выставку «дегенеративного искусства» в Мюнхене. Годы нацизма Редер провела в Италии, куда сперва приехала по стипендии и где осталась надолго, чтобы не иметь ничего общего с политической реальностью, навязываемой временем.

 

«The American Way. США в Германии»

Бонн, Музей немецкой истории, до 2.2

 

Карта. Победители и побежденные: после второй мировой войны союзники разделили территорию Германии и Берлина на четыре оккупационные зоны

 

Вряд ли есть другая такая страна, как США, которая сыграла бы столь же важную роль в жизни ФРГ, да и ГДР (где Америка оставалась главным политическим врагом от момента создания до разрушения государства). Послевоенное присутствие США в Германии было и военным, и политическим, и экономическим. Среди тысячи экспонатов боннской выставки — музыкальные автоматы и картонные пакеты, в которых доставлялась продовольственная помощь, настоящий «Харлей Дэвидсон» и тарелка с изображением президента Кеннеди, связанная с «планом Маршалла» печатная пропаганда и фрагменты зданий Всемирного торгового центра, разрушенного террористами в 2011 году…

Выставка рассказывает о самых разных периодах и формах американо-немецких отношений, в том числе о первых послевоенных годах, наиболее сложных с точки зрения денацификации. В разделе, посвященном этой поре, есть и фотографии, напоминающие о лагерях уничтожения, и немцах, побывавших здесь уже после окончания войны. Их приводили сюда в обязательном порядке, чтобы те узнали лицо режима, о котором прежде не хотели думать. К сожалению, не представлены записи воспоминаний тех, кто увидел печи крематориев и груды безжизненных тел. Впрочем, что бы они могли рассказать потомкам?

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.