[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2013 ТИШРЕЙ 5774 – 10(258)

 

Агарь в пустыне. Жак Липшиц. 1969 год. Галерея Мальборо,  Нью-Йорк

 

«Но Свой союз Я заключу с Ицхаком»

Ицхак Стрешинский

 

В недельных разделах Торы «Лех-леха» и «Вайера», которые читают в месяце хешван, подробно рассказывается об отношениях праотца Авраама с его старшим сыном Ишмаэлем, а в следующих разделах приведены несколько коротких сообщений о дальнейшей судьбе Ишмаэля.

Матерью Ишмаэля была египтянка по имени Агарь, рабыня праматери Сары. Сара, у которой не было детей, сказала Аврааму: «Войди же к моей рабыне! Быть может, через нее у меня будет сын» (Берешит, 16:2). Далее в Торе рассказывается, что, забеременев, Агарь перестала уважать свою госпожу. Сара пожаловалась Аврааму, и он сказал ей: «Твоя рабыня в твоей власти. Поступай с ней, как тебе угодно». После этого сообщается, что Сара начала притеснять Агарь, и та сбежала от нее (см. там же, 16:4-6).

Несмотря на то что эти события произошли до рождения Ишмаэля, еврейские комментаторы видели связь между ними и дальнейшей историей Ишмаэля и его потомства, а также будущего потомства Сары. Великий комментатор Торы, рабби Моше бен Нахман (Рамбан; 1194–1270), подверг критике поведение Сары и Авраама:

 

Согрешила наша праматерь, притесняя ее, а также Авраам, когда позволил ей сделать это. И услышал Г-сподь о ее (Агари. — И. С.) страданиях, и дал ей [сына], который будет диким человеком, чтобы тот всячески притеснял потомков Авраама и Сары.

 

Другую точку зрения предлагает, например, современный исследователь Танаха рав Эльханан Самет, опираясь на исторический фон событий, который стал понятен в нашем поколении благодаря обнаружению источников, отражающих реальность Древнего Востока эпохи праотцев.

В законах вавилонского царя Хаммурапи упоминается возможность того, что бездетная женщина может дать мужу свою рабыню, чтобы та родила ему детей (§ 144). А в параграфах 146–147 рассматривается ситуация, весьма похожая на ту, что произошла в семье Авраама:

 

(§ 146) Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она дала своему мужу рабыню и та родила сыновей, а затем эта рабыня стала равнять себя со своей госпожой, то, так как она родила сыновей, ее госпожа не должна продавать ее за серебро, она может наложить на нее рабский знак и причислить ее к рабыням. (§ 147) Если она сыновей не родила, ее госпожа может продать ее за серебро.

 

По-видимому, следует рассматривать поведение Сары на фоне этих законов того времени. Забеременев, Агарь «стала равнять себя со своей госпожой», и Сара причислила ее к рабыням. То есть упоминание притеснения Агари не обязательно означает, что Сара издевалась над ней. Она всего лишь вернула ее к тому статусу, который был у Агари до того, как Сара дала ее Аврааму.

В том, что рассказывается далее в Торе, также трудно увидеть признание неправоты Сары или правоты Агари. В пустыне Агари явился ангел, который сказал ей: «Вернись к своей госпоже и смирись под ее властью». Кроме того, ангел возвестил ей: «Я сделаю твоих потомков столь многочисленными, что их будет невозможно сосчитать! Ты беременна, и у тебя родится сын. Ты назовешь его Ишмаэль, ибо услышал Г-сподь о твоих страданиях. Он будет диким человеком: он против всех, все против него! Он будет жить в раздоре с братьями» (Берешит, 16:7-12).

Ишмаэль родился, когда Аврааму было восемьдесят шесть лет. Когда Аврааму было девяносто девять лет, Всевышний заключил с ним союз и среди прочего сказал ему о Саре: «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына. Я благословлю ее — и от нее произойдут [целые] народы, и правители народов произойдут от нее» (там же, 17:16). Когда Авраам попросил Всевышнего: «Пусть Ишмаэль будет жив пред Тобою!» (там же, 17:18), Всевышний ответил ему: «Воистину, твоя жена Сара родит тебе сына, и ты дашь ему имя Ицхак. Я заключу с ним и с его потомками союз — вечный союз. Я услышал твою [просьбу] об Ишмаэле. Я благословлю его и сделаю его [потомство] плодовитым и очень многочисленным. От него произойдут двенадцать вождей; Я сделаю его великим народом. Но Свой союз Я заключу с Ицхаком, которого Сара родит тебе в это же время через год» (там же, 17:19-21).

После рождения Ицхака Сара увидела, что Ишмаэль глумится, и потребовала от Авраама прогнать Агарь и ее сына: «Прогони эту служанку вместе с ее сыном! Не бывать сыну этой служанки наследником наравне с моим сыном Ицхаком!» (там же, 21:10). Далее сообщается, что Авраам очень огорчился из-за своего сына, но Всевышний сказал ему: «Не печалься из-за отрока и своей служанки. Что бы тебе ни сказала Сара, слушайся ее, ибо Ицхаком продолжится твой род. Но и от сына служанки Я произведу [целый] народ, ведь он [тоже] твое дитя» (там же, 21:12-13). После этого Авраам отослал Агарь и Ишмаэля. Во время блужданий в пустыне Беэр-Шевы у них закончилась вода, ангел указал им на колодец и вновь возвестил Агари, что Ишмаэль станет великим народом.

Так же как и в случае с первым бегством Агарь из-за «притеснения» Сары, есть те, кто поднимают вопрос о моральной оценке требования Сары прогнать «служанку вместе с ее сыном». Отметим, что на этот раз нет критики Сары у традиционных еврейских комментаторов. Ведь в данном случае в Торе упомянуто прямое вмешательство Всевышнего, который велел Аврааму слушаться Сару.

Среди прочих объяснений многие комментаторы связывают сообщение о том, что Ишмаэль «глумился», с его претензиями на наследство Авраама. Например, Рамбан приводит объяснение, согласно которому в то время, когда все радовались рождению Ицхака, Ишмаэль заявил, что первенец — это он и ему положена двойная доля наследства. Уместно также вновь обратить внимание на законы, которые были приняты на Древнем Востоке во время описываемых событий. Вот что говорится в законах Хаммурапи о наследовании сына служанки, который родился при таких обстоятельствах, как Ишмаэль:

 

(§ 170) Если человеку его супруга родила сыновей и его рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», и он их причислил к сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать свою долю и взять. (§ 171) А если отец при своей жизни не сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», то после того, как отец умрет, сыновья рабыни не должны делить имущество, что в доме их отца вместе с сыновьями супруги, но рабыне и ее сыновьям должна быть предоставлена свобода, и сыновья супруги не могут предъявлять иска к сыновьям рабыни относительно рабства.

 

Согласно этим законам, таким сыновьям, как Ишмаэль, не полагалось быть наследниками наравне с Ицхаком. И только вмешательство отца, открыто признающего таких сыновей своими, давало им право на наследство. Сара хотела избежать именно такой ситуации, и важно было сделать это еще при жизни Авраама, так как после его смерти могли бы появиться разные слухи о том, что он якобы признал Ишмаэля своим наследником.

В Торе сообщается о дальнейшей судьбе Ишмаэля. Он жил в пустыне Паран, и его мать Агарь взяла ему в жены египтянку. У Ишмаэля было двенадцать сыновей, которые стали родоначальниками племен, а дочь Ишмаэля стала женой Эсава, сына Ицхака и брата праотца Яакова. Интересно одно упоминание об Ишмаэле, на которое обратили внимание наши мудрецы. После сообщения о смерти Авраама в возрасте ста семидесяти пяти лет сказано: «Он был похоронен своими сыновьями, Ицхаком и Ишмаэлем, в пещере Махпела, близ Мамре, на поле Эфрона, сына Цохара-хетта» (Берешит, 25:9). Раши (рабби Шломо Ицхаки; 1040–1105) приводит в своем комментарии к этому стиху слова мудрецов, объясняющих, почему Ицхак упомянут раньше Ишмаэля: «Из этого следует, что Ишмаэль раскаялся и дал Ицхаку идти перед ним».

В обещаниях, данных Всевышним Аврааму, а ангелами — Агари, сообщается, что потомство Ишмаэля будет многочисленным и от него произойдет великий народ. При этом Всевышний прямо говорит Аврааму, что Его союз будет заключен именно с Ицхаком и его потомством. Инициатива Сары об удалении Ишмаэля из дома Авраама была одобрена Всевышним. Благодаря этому в доме Авраама прекратились раздоры, а Ишмаэль, живя отдельно от Ицхака, смог произвести многочисленное потомство. Возможно, что рассказ Торы о судьбе Ишмаэля и слова мудрецов о признании им первенства Ицхака могут послужить некоей моделью правильных взаимоотношений потомков Ишмаэля и потомков Ицхака. Потомство Ишмаэля занимает обширные территории и получает материальные блага и при этом признает, что духовное наследие Авраама принадлежит потомству Ицхака и его сына Яакова, с которыми Всевышний заключил союз.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.