[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2013 ЭЛУЛ 5773 – 9(257)
Илья Кац. Севастополь. Маяк. 1950-е годы
Тихий ниспровергатель канона
Михаил Не-Коган
В галерее «Веллум» прошла выставка работ Ильи Каца.
За минувшее столетие канон еврейской живописи вполне сложился, хотя описать его непросто. Центральная фигура здесь, конечно, Шагал — причем и в плане отрицания. Еврейская традиция изобразительного искусства Нового времени парадоксальным образом предполагает в качестве почти обязательной составляющей изображение человека и при этом исключает всякое равновесие, гармонию, ренессансную пропорциональность. Поэтому так нелепо выглядят попытки создать салонную еврейскую живопись. Налицо своеобразный канон, и кому, как не Любови Агафоновой и руководимой ею галерее «Веллум», знать о нем? Она дала вторую жизнь творчеству таких художников, как Илья Табенкин, Анатолий Каплан, Арон Люмкис, Абрам Моносзон и многие другие. И та же галерея, словно решив опровергнуть все, что делала до сих пор, устроила выставку Ильи Каца.
Илья Львович Кац (1908–1992) родился в Одессе, которая в те годы была одним из центров культуры не только юга, но — как бы велеречиво это ни звучало — всей России. Достаточно напомнить, что именно в предреволюционные годы в Одессе существовало товарищество «независимых», объединившееся вокруг библиографа и коллекционера Якова Перемена: художники Амшей Нюрнберг, Исаак Малик, Израиль Мексин, Михаил Гершенфельд, писатели Эдуард Багрицкий, Андрей Соболь, Виктор Финк.
Был среди них и будущий учитель Каца Теофил Фраерман. Когда-то он учился в Париже, дружил с Матиссом, собирался ехать в Эрец-Исраэль для создания Академии пластических искусств. Но Перемен уплыл туда в 1919-м, увезя среди прочего, и 12 полотен художника, написанных в стиле «Бубнового валета». А Фраерман стал профессором Одесского художественного института. Один из самых знаменитых его учеников — график Евгений Кибрик. У Фраермана же учился и Кац.
В 1930-х годах Кац был главным художником заповедника «Михайловское». Воевал, чудом уцелел в Сталинградской битве. Послевоенные годы отмечены дружбой с известным художником Георгием Нисским, с которым они ежегодно сплавлялись по рекам. А в связи с Нисским возникает имя француза Альбера Марке, немало писавшего городской пейзаж, в первую очередь реки. В 1934 году, во время визита в СССР, Марке, много ходивший по московским музеям, отметил среди полюбившихся работы Нисского.
Работы Ильи Каца кажутся простыми: лето, паруса, небесный, морской или речной простор… Или углы домов, набережных, садов. Людей почти нет: лишь неопознаваемые фигурки. Типичные, казалось бы, пейзажи, очаровывают и завораживают.
Романтика дальних странствий, о которой принято говорить в связи с творчеством Каца, если и присутствует здесь, то является далеко не главным мотивом. В самом деле, какие такие уж дальние странствия по Клязьминскому водохранилищу или по Неве? К тому же они предполагают деятельность, а перед нами — чистое созерцание. Созерцание воздуха, воды и земли в месте их встречи, на побережье. Нет четвертой стихии, огня, которая присутствует при творении и умирании. Перед нами мир созданный, устоявшийся, успокоившийся — и оттого прекрасный.
Что же такое парус, играющий столь значительную роль в картинах Каца? Это человек, его бытие и взгляд на границе стихий. Очень искусное, изысканное и остроумное изображение человека, точнее, его присутствия. Оно нимало не является абстрактным, остается полностью в рамках фигуративности — и в то же время чуждо телесной конкретности. Образ паруса как бы скрепляет стихии и сводит их в одну точку. Так мало кому известный художник корректирует еврейскую живописную традицию и ненавязчиво возвращает ее к истокам.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.