[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2013 ЭЛУЛ 5773 – 9(257)

 

Плакаты на улицах Каира. Портрет Абдул-Фаттаха ас-Сиси с надписью: «Тот, кому мы доверяем» и коллаж: Барак Обама с бородой и лозунгом
в поддержку «Братьев-мусульман» и свергнутого президента Мухаммеда Мурси.
29 июля 2013 года

 

ТЬМА ЕГИПЕТСКАЯ

Алекс Гринберг

За последнее время наиболее драматичные события на Ближнем Востоке произошли в Египте: в результате военного переворота под руководством министра обороны Абдул-Фаттаха ас-Сиси был свергнут президент Египта Мухаммед Мурси — «президент» «Братьев-мусульман». В настоящее время положение в Египте остается нестабильным ввиду того обстоятельства, что страна управляется армией, но та не в состоянии справиться с неутихающими выступлениями «Братьев-мусульман».

Пока США и Европа никак не могут определить, что же произошло в Египте: «переворот» или «революция» (у дефиниций подобного свойства возможны юридические последствия), попробуем разобраться в некоторых особенностях случившегося.

Поскольку армия свергла законно избранного, пусть и мизерным большинством, президента — это переворот, что, впрочем, вовсе не означает, что событие это негативного характера. Переворот был поддержан главой оппозиции Мухаммедом аль-Барадеи, муфтием исламского университета Аль-Азхар (это наиболее важная исламская инстанция Египта) и главой Коптской церкви. Произошел он отнюдь не внезапно: 30 июня сего года Мурси отказался уйти добровольно или представить конкретную программу по выходу страны из кризиса. До 30 июня спонтанно возникшее движение под названием «Тамарруд» («Восстание») якобы собрало миллионы подписей граждан, требующих отставки Мурси вследствие полного провала его политики во всех областях. Не исключено, что «спонтанное» движение было все же скоординировано армией.

Следует отметить, что, несмотря на инкриминируемые Мурси попытки назначить «Братьев» на важные государственные посты и исламизировать страну, Египет не стал более исламским, чем был при Мубараке. Анализ выдвигаемых требований и лозунгов на демонстрациях показывает, что ислам в них вообще не упоминается. То, что беспокоит демонстрантов, — это чудовищная коррупция и тяжелейший экономический кризис. Стало ясно, что давнишний лозунг «Братьев» — «Ислам — решение» — просто не работает.

Разумеется, ни один из игроков на политической сцене Египта не является ни либералом, ни демократом, поэтому попытки Запада вычислить, кто из них демократичнее, кто законнее — Мурси или Сиси, — смехотворны. Подобное ощущение вызывают, к примеру, заявления представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Катрин Эштон относительно состояния Мурси, находящегося под стражей.

Почему же не следует рассматривать происходящее в Египте сквозь призму законности?

Во-первых, Египет, как и другие мусульманские страны, не является государством закона — то есть государством, законы которого конституционны и исполняются неуклонно и строго, как в западном мире. В Египте закон действует, в точности как в русской поговорке: «Закон не дышло, как повернул, так и вышло». Мурси обвиняли в том, что он принял исламскую конституцию. Но как раз «исламские» параграфы этой конституции сформулированы настолько туманно, что непонятно, как их выполнять. С другой стороны, если Мубарак изменял конституцию так, как ему хотелось, почему Мурси или же Сиси не могут делать то же самое? Что же касается таких составляющих пугающего облика ислама, как религиозная нетерпимость, насилие по отношению к коптам-христианам, то это как раз «народная исламизация в низах», не имеющая отношения к исламскому законодательству. Это — культура, которую нельзя изменить конституционным декретом. Напомним, что нападения на христиан были и при Мубараке. Религиозные авторитеты, к примеру, не могут отменить обычай обрезания девочек, который не является исламским, но существует как укоренившаяся культурная норма, которую закон не может изменить указом сверху.

Те же принципы действительны и в отношении демократии.

Великий франко-еврейский социолог и философ Раймонд Арон сформулировал для студентов несколько принципов, без которых демократия невозможна: 1) политическое соперничество между партиями осуществляется исключительно мирными средствами; 2) демократия возможна только тогда, когда различные партии могут достичь компромисса, а значит, если одна из сторон не готова к компромиссам, демократическая форма правления невозможна; 3) демократия может функционировать только при условии, что оппозиция и правящая коалиция взаимно признают легитимность друг друга, так как понимают, что они могут поменяться местами на следующих выборах. Если экстраполировать эти принципы на Египет, можно легко убедиться, что ни один из них не работает.

Интересны также и лозунги движения «Тамарруд». Они обвиняют Мурси в развале экономики, коррупции, потере Египтом национального достоинства, а также в том, что Египет идет на поводу у США. Мягко говоря, ни один из подобных лозунгов не является демократическим и не упоминает демократию вообще. Несмотря на то что причины недовольства оправданны, такие лозунги лишь содействуют политической демагогии: коррупция в Египте существует испокон веков, экономика остается больной со времен арабского социализма Гамаля Насера (в Египте практически отсутствует производство). Наивно ожидать, что президент, кем бы он ни был, может решить эти проблемы за год. В конце концов, толпы народа, требующие от отчаяния хлеба и крови, могут привести страну не столько к демократии, сколько к охлократии, власти толпы, которая ничем не лучше диктатуры.

Кроме того, похоже, что революция (или контрреволюция, или переворот) в Египте столкнулась с той же проблемой, что и революция 1917 года в России, а также иранская революция 1979 года: те, кто свергает режим, согласны между собой только в одном — в желании скинуть власть. У них нет ни единства, ни четкого представления о том, какой должна быть альтернатива. В случае с революцией 1917 года в России и иранской революцией большевики и хомейнисты лишь использовали сложившуюся ситуацию, поскольку знали, чего хотели.

Между тем неясно, как армия сможет выбраться из экономического болота. Саудовская Аравия и ОАЭ сменили Катар и поддержали армию, обещая Египту денег. Но их все равно окажется мало. Ставку на туризм в ближайшее время делать не приходится. Не говоря уже о том, что на данный момент существует вполне реальная перспектива перехода Египта если не к гражданской войне, то к периоду крайней нестабильности: ведь «Братья» никуда не делись — они остаются в стране.

При таких обстоятельствах вырисовывается единственный приемлемый вариант: ас-Сиси становится фактическим правителем Египта и укрепляет стабильность. Только затем будет возможно вплотную заняться экономикой. Сам по себе Сиси верующий мусульманин модели Персидского залива. Это значит, что он правоверный мусульманин консервативного толка, но не исламист. Он так же, как предыдущие президенты, будет выполнять мирный договор с Израилем и бескомпромиссно бороться с террором на Синайском полуострове, что естественным образом совпадает с интересами Израиля. Впрочем, с террором египетская армия борется уже сейчас.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.