[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2013 ЭЛУЛ 5773 – 9(257)

 

СНЯЛ СВОЮ СМЕРТЬ. И УМЕР

Михаил Горелик

Было как-то в Москве шествие русских националистов. Лозунг: «Русские, вперед!» Что-то с полицией не поладили, тут вой сирен — решили, хватать будут, стали разбегаться. А это «скорая помощь», не разобрались. Но что интересно, разбегались с тем же криком: «Русские, вперед!»[1]

Прямо по сценарию Балабанова: русский бандит отдается в руки американской полиции с криком «Русские умирают, но не сдаются!». Типологически то же самое.

Написал партитуру — жизнь сыграла. Мечта каждого художника.

Балабанова обвиняли в русофобии.

И в антисемитизме.

Оба обвинения бессмысленны, следствие культурного непонимания.

В «Брате» герой говорит: я евреев как-то не очень. А что, русский бандит обязан испытывать любовь к евреям? И обратите внимание: балабановский брат, он ведь сначала спасает и только затем интересуется, не еврей ли. То есть было у него нехорошее подозрение. И все равно спас. Оказывается, немец. Немец лучше, чем еврей, немец нормально — и тоже правда.

В «Брате-2» анекдотический гротескный еврей всучивает герою негодную машину, сопровождая сделку сентенцией: мы, русские, должны помогать друг другу. И что — злонамеренная выдумка? Мы, русские, должны...

В «Брате» первом трамвайный конфликт с кавказцами. Герой достает пистолет. Не надо, брат! Я тебе не брат, мразь черножопая!

Зал взрывается аплодисментами.

Обсуждалось в прессе. Обвиняли Балабанова в ксенофобии, чуть ли не в фашизме.

Но что делать, если наш брат таков?

Что делать, если зритель таков?

На зеркало пенять?

Старый анекдот. Психиатр показывает пациенту серию картинок с цветными пятнами, чистая абстракция, ни намека на фигуративность. Что вы видите? Секс в снегу при свете полной луны. А здесь? Секс дайверов. А здесь? Секс под куполом цирка... Доктор, вы, случаем, не маньяк?

«Брат» и «Брат-2» принесли Балабанову славу, народную любовь, кассовое кино, для всех, экшен, зрители отождествляют себя с героем, иллюзорно преодолевают благодаря ему собственную слабость, неуверенность в себе, униженность, социальное поражение.

И в то же время сложное кино, цитатное, постмодерн.

Последние два фильма — «Кочегар», «Я тоже хочу» — чистый артхаус.

Как любой значительный художник, Балабанов создал свое узнаваемое художественное пространство, свой мир.

Минимализм диалога. Выраженный конфликт словесного и визуального. Герой открывает огонь на поражение, повторяя полюбившиеся ему строчки детского стишка: «Всех люблю на свете я».

Театр абсурда. Черный юмор.

Русский бандит добивает украинского (контрольный выстрел в голову): это тебе за Севастополь. Ликование зала.

Юный фашист торгует в Музее Ленина оружием времен второй мировой.

Чапаевский пулемет в схватке бандитов на московских улицах.

Бандит-садист, улыбчивый палач, любитель фольклора, шутки-прибаутки-пословицы-поговорки. Народность. Перед экзекуцией: «Любишь медок — люби и холодок».

Рожденный Борхесом и анекдотом про чукчу якут, подвал, в печке трупы сжигают, адская пещь огненная, век интернета, выстукивает одним пальцем на машинке прочитанный в юности роман, и это роман о нем. Две маленькие девочки (будущее России) с интересом смотрят на огонь.

В «Брате» на первом этаже убивают, на втором — славная компания питерской интеллигенции. В «Кочегаре» бандиты уже на обоих этажах.

Вымороченный, странный, зачастую обезлюдевший Петербург.

Разрушающийся мир. Град обреченный.

Изменить ничего нельзя. Только бежать.

Встречаются на пороге вечности отвергнутые небом двое. Братья. Один бандит — образ всех балабановских бандитов, другой — играющий самого себя Балабанов. Ты кто? Я бандит. А ты? Я член Европейской академии киноискусств.

Падают замертво.

Двое разбойников. Достойное по делам нашим приняли.

Снял свою смерть.

И умер.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      См.: http://grani.ru/Politics/Russia/activism/
m.213659.html.