[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2013 АВ 5773 – 8(256)

 

Паулюс Бокса. «План Виленского университета». 1582 год. Национальная библиотека, Вильнюс

 

ПЕРВЫЕ СТУДЕНТЫ-ЛИТВАКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Генрих Аграновский

Виленский университет (далее ВУ), основанный в 1579 году, был первым высшим учебным заведением на территории Российской империи, куда начали принимать студентов-евреев: в конце XVIII века на медицинский факультет ВУ поступили евреи, приехавшие из Пруссии и Польши. Первая опубликованная диссертация по медицине была подготовлена берлинским евреем Иешуа-Яковом Франком уже в 1793 году, т. е. еще до включения Литвы в состав Российской империи, которое произошло в 1795 году. В 1803 году ВУ был реорганизован. По некоторым данным, до реорганизации в нем училось 14, а в 1803—1824 годах — 40 студентов-евреев. Наиболее известным врачом, выпускником ВУ 1822 года, был литовский еврей Самуил Кушелевский. Большую часть жизни он провел в Несвиже (Белоруссия), в родовом поместье магнатов Радвилов (Радзивиллов), где служил их семейным врачом. В 1835 году виленский военный губернатор представил в правительствующий Сенат прошение о присвоении С. Кушелевскому звания почетного гражданина, учрежденного в России в 1832 году. Однако Сенат письмом от 24 августа 1836 года ответил: «Хотя на основании свода законов евреи могут быть возводимы в почетное гражданство <...>, но не иначе как особыми высочайшими указами...», т. е. указами императора. Ни С. Кушелевский, ни три других литовских еврея, представленные к званию почетного гражданина в 1832–1836 годах, так и не были в нем утверждены[1].

Известный химик Родион Гейман[2] (1802 год, Вильна — 1865 год) учился в 1817–1818 годах в ВУ, а с 1818 года — в Московской медико-хирургической академии, которую и окончил в 1822 году. С 1823 года Р. Гейман преподавал химию, а в 1833 году стал ординарным профессором Московского университета. По-видимому, Р. Гейман был крещен, ведь с 1828 года в России было запрещено принимать евреев на государственную службу[3], и только в 1838 году это запрещение было снято для врачей.

В 1832 году Вильнюсский университет был закрыт, а на базе медицинского факультета была создана Медико-хирургическая академия. Из ее выпускников наиболее известен Мендель Трахтенберг (1809–1890) — крупнейший вильнюсский врач XIX века, единственный литовский еврей, получивший в 1870 году дворянское звание[4].

Считается, что первым евреем, закончившим вуз в столице, был Леон (Лейба) Мандельштам (1819–1889), близкий родственник знаменитого поэта О. Э. Мандельштама. В 1839 году он с рекомендацией Новожагарского[5] кагала («Поведения довольно хорошего, религию и обряды оной со всем усердием исполнял...») приехал в Вильну сдавать экзамены в Московский университет. Попечитель Белорусского учебного округа — так временно назывался Виленский учебный округ в 1832–1850 годах — сообщил министру о необычайно способном человеке: «Имев случай в продолжение пребывания сказанного еврея в Вильне узнать его ближе, я удостоверился, что он одарен от природы весьма хорошими способностями и имеет особую склонность к наукам, как сие подтверждается и тем, что <...> он успел изучить языки русский, немецкий и французский и ознакомиться со всеми предметами гимназического курса». В ответном письме министр народного просвещения граф Уваров разрешил Л. Мандельштаму держать в Виленской гимназии экзамен «для поступления в число вольных слушателей Московского университета».

Экзамен, состоявшийся в ноябре 1839 года, Л. Мандельштам не сдал. Однако в Петербург было сообщено «о необыкновенных способностях, прилежании к наукам и редких качествах души молодого еврея Мандельстама (так в документе. — Г. А.), желающего поступить в Московский университет, не переменяя своей веры с тем, чтоб впоследствии способствовать к образованию своих единоверцев»[6]. Вскоре Л. Мандельштам вторично держал экзамены и по их результатам в 1840 году был принят в Московский университет. Позднее он перевелся в Петербургский университет, по окончании которого в 1844 году стал помощником графа Уварова по реформированию системы еврейского просвещения. Годы реформ графа Уварова вошли в историю как период «казенного еврейского просвещения».

Леон (Лейба) Мандельштам.
Середина XIX века

 

Количество евреев, окончивших российские вузы в 40–50-х годах XIX века, исчисляется единицами. В ГИАЛ есть сведения о виленских врачах-евреях Гаврииле Гримане, выпускнике медицинского факультета Московского университета (1854 год), и Вольфе Фраутштетере, получившем диплом Медико-хирургической академии в Петербурге в 1857 году[7].

Объясняя, почему евреи не хотят поступать в созданные для них в 1847 году «казенные училища», а также гимназии и вузы, попечитель Виленского учебного округа Егор Врангель писал в апреле 1861 года виленскому генерал-губернатору В. Назимову: «Евреи занимаются наукой с величайшей охотою и усердием, если только видят в этих занятиях какую-либо для себя цель. Успехи Виленского раввинского училища <…> не оставляют ничего более желать. Число образованных евреев из домашнего воспитания заметно возрастает. Эти факты положительно заявляют не об отчуждении евреев от общего образования, но о стремлении к нему: гимназии и другие общие учебные заведения предоставляют людям всех сословий, окончивших в них курс, не только христианского, но и магометанского вероисповедания, свободный доступ в государственную службу или в университеты, а через них открывая обширнейшую дорогу на все поприща гражданской деятельности; одних только евреев лишают их прав и преимуществ. Благодетельный закон, дающий и крестьянину, освобожденному ныне от крепостной зависимости, достигнуть путем образования высших государственных должностей, отвергает еврея; несмотря на высокий ум и таланты, он остается лицом податного состояния, лишенный сферы деятельности для их заявления. <…> В самом деле, что предстоит еврею, блистательно окончившему гимназический курс? По необходимости он должен обратиться к торговле; быть может, вопреки своим желаниям, несмотря на отсутствие капитала и необходимых для этого занятия познаний; или поступить в университет на медицинское отделение, быть может, также вопреки своим наклонностям, и иметь в виду как единственное благо, ему доступное, незавидную долю вольнопрактикующего врача в одном из городов или местечек западных губерний. Евреи весьма ясно сознают все эти невзгоды и потому предпочитают воспитывать своих сыновей дома, приготовляя их к занятиям, свойственным их знаниям. <…> Едва ли не большего сожаления достойно положение еврея, вполне просвещенного и подверженного в то же время различным ограничениям, от которого свободны все прочие сословия...»[8]

В конце 50-х — начале 60-х годов XIX века количество студентов-евреев в России увеличилось. Этому способствовало предоставление права поступления в вузы (1856 год) выпускникам раввинских училищ (их в России было два: в Вильне и в Житомире), а также закрытие в 1861 году в крупных городах западных губерний казенных еврейских училищ 2-го разряда, в результате чего многие учителя остались без работы.

В ГИАЛ сохранился список 24 «казеннокоштных» (т. е. находившихся на обеспечении государства) воспитанников Виленского раввинского училища, пожелавших поступить в вузы с 1860 по 1863 год[9]. Из архивных документов следует, что почти все они стали студентами, в том числе 10 человек — в Петербургском и 6 — в Московском университете. Первым в списке идет Иона Гурлянд, поступивший в 1860 году и закончивший в 1863 году Петербургский университет. Впоследствии он стал видным ученым-востоковедом. В том же списке можно найти имена двух будущих известных юристов: Гирша Вербловского и Ниселя Гасана. Но самое известное лицо — Авраам Гаркави, поступивший в 1863 году и ставший одним из крупнейших ученых-востоковедов XIX века. Сохранилось свидетельство его первых научных успехов: в приложении к еврейскому журналу «А-Кармель»[10], издававшемся на русском языке, перепечатана статья из петербургских «Биржевых новостей» (№ 284) «Диспут в университете»:

«В воскресение, 15 октября, в здешнем университете происходило защищение диссертации, представляющей большой научный интерес. Один молодой человек, г. Гаркави, кандидат восточного факультета по еврейско-арабскому отделению, собрал известия арабских писателей до Х столетия включительно о славянах и русских, перевел их и разобрал критически. Профессор истории Востока, В. В. Григорьев, отозвался как нельзя более лестно об этом труде, похвалив полноту изложения и критический талант автора... Из 9 тезисов диссертации, резюмирующих главные результаты, добытые автором, можно видеть, какой важный материал для отечественной истории должен заключаться в этом сборнике, к сожалению, еще не изданном в свет. Во время диспута, очень оживленного (заметим мимоходом), мы узнали, что профессор Д. А. Хвольсон (родился в Вильне в 1819 году. — Г. А.) тоже занимается критическим разбором известий одного до сих пор неизвестного арабского писателя X века о славянах и русских. Нельзя не порадоваться тому факту, что разработкою таких трудных источников по русской истории занимаются евреи (профессор Хвольсон и г. Гаркави — оба евреи)»[11].

Адольф Ландау. Фотография начала XX века

 

В вышеупомянутом списке евреев-литваков по неясной причине отсутствует имя Адольфа (Абеля) Ландау. В архиве сохранилось письмо попечителя Виленского учебного округа А. Ширинского-Шихматова от 23 июля 1863 года к товарищу (заместителю. — Г. А.) министра просвещения И. Д. Делянову: «Принимая участие в Ландау как в молодом человеке с большими способностями, я имею честь обратиться к вашему превосходительству с покорной просьбой... об освобождении Ландау по бедности от взноса в университет платы за учение»[12].

После окончания университета А. Ландау занялся издательской деятельностью. Он выпустил восемь томов «Еврейской библиотеки» и множество других еврейских книг. Но особенно А. Ландау прославился изданием журнала «Восход» (1881–1906 годы), ставшего основным очагом русско-еврейской культуры в конце XIX века.

В архивных документах сохранились имена воспитанников Виленского раввинского училища, поступивших в вузы после 1863 года. В 1860-х годах количество студентов-евреев значительно увеличилось. Только с 1863 по 1873 год в вузы поступили 77 его выпускников, в том числе в Московский университет — 24, Петербургский — 21, Петербургскую медико-хирургическую академию — 32 человека. Известно, что в 1865 году в российских вузах обучалось 129 евреев (3% от общего числа студентов. — Г. А.).

Однако изучение документов Вильнюсского архива наводит на мысль, что и во второй половине XIX века при приеме евреев в российские вузы возникали различные проблемы. В августе 1861 года попечитель Виленского учебного округа обратился в Петербургский технологический институт с просьбой принять сына ковенского раввина, учителя Шульдинера, и получил ответ: «Господину управляющему Виленским учебным округом. На отношение от 28 дня минувшего августа о помещении в Технологический институт на казенное содержание сына учителя Ковенского казенного еврейского училища 1-го разряда еврея Шульдинера Иоселя имею честь уведомить Ваше сиятельство, что: 1) Учрежденные по высочайшему повелению пять вакансий для еврейских пансионеров заняты еврейскими мальчиками из губерний Житомирской, Каменец-Подольской, Могилевской, Минской и Киевской. 2) Для окончания полного курса в институте полагается шесть лет. 3) Из числа обучающихся ныне в институте еврейских пансионеров ныне находятся в классах: двое — в третьем и трое — во втором, следовательно, еврейские вакансии пансионеров в институте откроются не ранее 3-х лет, и 4) Прием в институт еврейских пансионеров зависит от министерства внутренних дел. Директор, генерал-майор (подпись)»[13]. Как говорится, комментарии излишни.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      Государственный исторический архив Литвы (ГИАЛ). Ф. 378 BS. Д. 2364.

 

[2].      Российская Еврейская Энциклопедия, М., 1994. Т. 1.

 

[3].      Единственное исключение было сделано для виленского цензора Вольфа Тугендгольда, специально приглашенного из Галиции.

 

[4].      ГИАЛ. Ф. 567. Оп. 2. Д. 5245.

 

[5].      Город Жагаре в Литве разделяется рекой на Старый Жагаре и Новый Жагаре.

 

[6].      ГИАЛ. Ф. 567. Оп. 2. Д. 4438.

 

[7].      ГИАЛ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 245. Л. 85, 95.

 

[8].      ГИАЛ. Ф. 378 BS. Оп. 1861. Д. 329. Л. 1–7.

 

[9].      ГИАЛ. Ф. 567. Оп. 6. Д. 924. Л. 101.

 

[10].    Приложение к журналу «А-Кармель». Вильно, 15 ноября 1868 года. № 27.

 

[11].    ГИАЛ. Ф. 577. Оп. 1. Д. 35. Л. 44.

 

[12].    ГИАЛ. Ф. 567. Оп. 6. Д. 1004.

 

[13].    ГИАЛ. Ф. 567. Оп. 6. Д. 731.