[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2013 ТАМУЗ 5773 – 7(255)

 

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

<…> В своем письме от 15 тевета Вы пишете, что Вам предстоит выпутаться из нескольких рискованных деловых предприятий, в которые Вы ввязались. Мне показалось, что Вы недоумеваете, почему это произошло.

На самом деле уже в начале письма Вы сами дали исчерпывающий ответ на свой вопрос, но мне кажется, сами этого не заметили. В начале письма Вы сообщили, что совершенно неожиданно получили письмо от моего наставника и тестя, Ребе, и даже процитировали отрывок из этого письма: «Найдите себе хорошую жену и займитесь делом, к которому имеете способности». Сразу после этой цитаты Вы описали, как занимаетесь бизнесом. Между тем Ребе прямо написал Вам, что сначала следует жениться, и только потом заняться бизнесом. Вы же начали со второго пункта, без должной подготовки, нарушив указания праведника и главы народа Израиля.

В принципе, не следует искать объяснений, почему мой наставник и тесть, Ребе, одновременно указал на эти предметы, начав с женитьбы и лишь затем упомянув бизнес. Вместе с тем его слова можно понять в свете высказывания мудрецов[1], процитированного в Ликутей Тора, конец недельной главы Балак[2]: «Человек удостаивается благословения благодаря своей жене».

Хотя многие люди получают пропитание свыше непосредственно или в расчете на предстоящую женитьбу, человек, нуждающийся в благословении, удостаивается его только благодаря жене.

Очевидно, что Вам нужно выполнить указание моего наставника и тестя, Ребе, и найти себе хорошую жену, в соответствии со словами мудрецов: «Принято, чтобы мужчина искал себе женщину». Слова праведника обязательно исполнятся. Поскольку он велел Вам найти хорошую жену, то, если Вы не нарушите его волю, реализовав собственный свободный выбор, Всевышний найдет Вам достойную пару. После этого Вы увидите, как исполнится сказанное мудрецами по поводу стиха «чтобы покоилось благословение на вашем доме» (Йехезкель, 44:30): «человек удостаивается благословения благодаря своей жене».

Я уверен, мне не нужно объяснять, что Вам следует немедленно начать уделять больше времени изучению Торы и учения хасидизма. Это послужит дополнительным сосудом для получения благословения. <…>

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 149)

<…> В конце Вы пишете, что, как Вам кажется, никогда не встретите достойную женщину и не видите адекватного способа создать семью. Думаю, не стоит объяснять, что оба Ваших вывода ошибочны, поскольку мудрецу говорили: «Дочери Израиля прекрасны» — и в физическом, и в духовном плане.

Вам следует поступить так же, как поступают в подобной ситуации другие богобоязненные юноши — обратиться к посреднику.

Я уже неоднократно писал, что, как мне кажется, Вы слишком нерешительно занимаетесь поисками своей половины. В соответствии с характером людей, оказавшихся в подобной ситуации, чем больше они мешкают, тем труднее им впоследствии избавиться от этого недостатка.

В конечном счете каждый человек обязан исполнить предписание мудрецов, требовавших искать свою половину так, как ищут потерянную вещь. Как известно, в Торе ничего не сказано ради красного словца, но все имеет непосредственное отношение к обсуждаемой проблеме.

В данном случае мудрецы имели в виду, что человек должен знать: отсутствие супруги — это потеря, каждый день, прожитый в одиночестве, в определенной степени неполноценен. В трактате Йевамот мудрецы пространно объяснили, что тот, кто живет без жены, живет без благословения[3]. <…>

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 195)

<…> Я получил Ваше письмо от 27 июля, в котором Вы описали свое отношение к иудаизму. Вы также добавили, что боитесь принять однозначное решение, поскольку не знаете, что произойдет в будущем.

Я хотел бы подчеркнуть, что, как хорошо известно, будущее человека зависит от него самого. Это особенно верно в Вашей ситуации. Как я уже писал Вам, если Вы чистосердечно и твердо решите создать еврейский дом, соблюдать законы семейной чистоты, завести кошерную кухню, соблюдать субботу, и поймете, что иначе и быть не может, это поможет Вам быстрее найти своего суженого. Это также приведет к тому, что Ваш будущий супруг будет одним из тех, кто соблюдает все эти заповеди, или, по крайней мере, Вы сможете его убедить их соблюдать. Однако Ваши колебания в этом вопросе существенно осложняют дело, затрудняя поиск своей половины и уменьшая шансы, что будущий супруг будет соответствовать перечисленным выше требованиям.

Вам совершенно не нужно извиняться за то, что Вы не готовы взять на себя подобные обязательства, но следует понимать: эта неготовность влияет на Вас больше, чем любой из живущих на земле людей. Больно и грустно видеть, что Вы, имея силы и средства изменить свою жизнь к лучшему, не пытаетесь ухватить эту возможность обеими руками. Я понимаю, трудно логически объяснить, каким образом Ваше решение окажет такое воздействие в обеих упомянутых выше сферах. Однако при должном размышлении становится ясно, насколько мало мы можем узнать об окружающем мире силами собственного разума. Поэтому в большинстве своих действий у нас нет выбора, кроме как положиться на Всевышнего. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 188)

Возраст вступления в брак

<…> Вы пишете, что в прошлом во многих ешивах существовал обычай жениться достаточно поздно, в возрасте тридцати лет и старше. Мудрецы того времени решительно протестовали против обычая откладывать свадьбу, возникшего в духовно обедневшем поколении[4]. Это подробно объяснено в трудах ришоним и ахроним[5]. Посмотрите также «Законы изучения Торы» р. Шнеура-Залмана из Ляд, глава третья, где он пишет о необходимости изучать Тору в состоянии духовной чистоты[6].

В ешивах Хабада никогда не было обычая откладывать вступление в брак и жениться в столь позднем возрасте, упаси Б-г!

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 30)

 

Перевод с английского, идиша и иврита
Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 

 

 



[1].      Йевамот, 62б; Бава мециа, 59a.

 

[2].      Ликутей Тора, 100б.

 

[3].      Йевамот, 63б.

 

[4].      См., напр.: Р. Шломо Лурия (Мааршаль; 1510–1573). Ям шель Шломо, Кидушин, 1:57.

 

[5].      Ришоним (первые) — средневековые авторитеты, жившие до написания Шульхан аруха (XVI век); ахроним (последние) — авторитеты, жившие после его написания.

 

[6].      «Тому, кто не может оставаться без жены, потому что страсти одолевают его и он не в состоянии сосредоточиться на занятиях, следует жениться, чтобы продолжать учебу не отвлекаясь, а затем изучать всю Устную Тору» (3:2).