[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2013 ИЯР 5773 – 5(253)

 

Карта Палестины в библейскую эпоху. Художник А. Ельницкий. Из книги «Очерки по еврейской истории и культуре». Том I. Петербург. Издание Еврейского историко-этнографического общества. 1912 год

 

ГРАНИЦЫ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ

Ицхак Стрешинский

В месяце ияр произошли важнейшие события в истории Государства Израиль. Дата провозглашения государства, 14 мая 1948 года, приходится на 5 ияра по еврейскому календарю. А через девятнадцать лет после образования государства в месяце ияр произошла Шестидневная война, в ходе которой были завоеваны Старый город Иерусалима и Храмовая гора, Иудея и Самария, Голанские высоты, сектор Газа и Синай, и контролируемая Израилем территория значительно увеличилась. В этой статье мы сравним границы современного Израиля с границами Земли Израиля (Эрец-Исраэль) согласно еврейским источникам.

 

Границы Земли Израиля согласно Торе

Первое упоминание о границах земли, данной еврейскому народу, можно увидеть в словах Всевышнего, обращенных к праотцу Аврааму в недельной главе «Лех-леха»: «Твоему потомству дал Я эту страну: от египетской реки до великой реки, реки Евфрат» (Берешит, 15:18). Можно понять, что в этом стихе есть данные о северо-восточной границе (река Евфрат) и юго-западной границе («египетская река»). В недельной главе «Мишпатим» Всевышний обращается к Моше и сынам Израиля, вышедшим из Египта: «Я установлю ваши границы от моря Суф и до моря филистимлян, от пустыни и до реки, а жителей этой страны отдам в ваши руки, и вы изгоните их» (Шмот, 23:31). Согласно тому, как трактует этот стих «Мидраш а-гадоль», можно понять, что река — это река Евфрат, уже упомянутая в главе «Лех-леха», а море Суф — это Суэцкий залив. «Море филистимлян» — это Средиземное море. То есть здесь приводятся дополнительные данные о западной и южной границах, и можно понять, что в эти границы входит и Синайский полуостров.

Река Евфрат упоминается еще в нескольких местах в Торе как граница территории, данной еврейскому народу. Так, в недельной главе «Дварим» Моше передает слова Всевышнего, обращенные к народу Израиля: «Отправляйтесь в путь. Идите к горам, где живут эмореи, и к их соседям — в степь, в горы, на низменность, в Негев, на побережье, в землю Ханаанскую и в Ливан — до великой реки, реки Евфрат. Смотрите, Я отдаю вам эту страну! Идите и овладейте страной, которую Г-сподь поклялся отдать вашим праотцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову — и их потомкам» (Дварим, 1:7-8). Еще одно такое упоминание приводится в главе «Экев»: «Всякое место, куда ступит ваша нога, станет вашим: ваши границы будут [простираться] от пустыни до Ливана, от реки — реки Евфрат — до западного моря» (Дварим, 11:24).

Отметим, что в недельной главе «Масеэй» (Бемидбар, 34:2-15) приводятся и подробно описываются другие границы. Всевышний обращается к Моше и так говорит ему:

2. Отдай распоряжения сынам Израиля. Скажи им: «Когда вы придете в землю Ханаанскую, то вот земля, которая достанется вам во владение, земля Ханаанская по ее границам. 3. Южные рубежи будут у вас от пустыни Цин, что рядом с Эдомом. Ваша южная граница пойдет от края Соленого моря на востоке. 4. От юга ваша граница повернет к Маале-Акрабим и направится к Цину. Она обогнет с юга Кадеш-Барнеа и, протянувшись к Хацар-Адару, дойдет до Ацмона. 5. От Ацмона граница повернет к египетскому потоку и выйдет к морю. 6. На западе вашей границей будет Великое море. Такова будет ваша граница на западе. 7. А вот какова будет ваша северная граница. От Великого моря проведите ее к горе Гор. 8. А от горы Гор проведите ее до дороги в Хамат (другой вариант перевода — до Лево-Хамата. — И. С.), и граница выйдет к Цедаду. 9. [Оттуда] граница направится к Зифрону и достигнет Хацар-Эйнана. Такова будет ваша северная граница. 10. Проведите свою восточную границу от Хацар-Эйнана до Шефама. 11. Граница спустится от Шефама в Ривлу, что восточнее Аина. Спускаясь [далее], граница достигнет восточного берега озера Кинерет. 12. [Оттуда] граница спустится к Иордану и выйдет к Соленому морю. Такова будет ваша страна в ее границах — со всех сторон». 13. Моше отдал распоряжения сынам Израиля: — Это страна, которую вы разделите между собой по жребию, [страна,] которую Г-сподь повелел отдать девяти коленам и половине колена [Менаше]. 14. Ибо колено сынов Реувена, по их отчим домам, колено сынов Гада, по их отчим домам, и половина колена Менаше уже получили свой удел [здесь]. 15. Эти два с половиной колена получили свой удел по эту сторону Иордана, напротив Иерихона, на восточном берегу [реки].

Можно увидеть, что с запада территория ограничена Средиземным морем, а с востока — рекой Иордан. Насчет идентификации ряда перечисленных выше мест есть разные мнения комментаторов и исследователей, и мы упомянем лишь некоторые из них. Есть мнение, что «египетский поток» в вышеприведенном отрывке и «египетская река» в недельной главе «Лех-леха» — обозначение одного и то же места; восточного рукава дельты Нила. Рабби Шломо Ицхаки (Раши; 1040–1105) пишет в комментарии к Йеошуа, 13:3, что «египетский поток» — это Нил, а в более древних источниках это мнение приведено в произведениях Йосефа бен Матитьяу (Иосифа Флавия) и в арамейских переводах Торы. По другому мнению, которое можно увидеть, например, в переводе Торы на арабский язык рабби Саадьи Гаона (882–942) и в книге еврейского путешественника XIV века р. Аштори а-Пархи (а-Фархи) «Кафтор ва-ферах», речь идет о вади Эль-Ариш на Синае. Согласно этому мнению, Арава и Синай не входят в границы, указанные в главе «Масеэй».

Что же касается северной границы, то, согласно одним мнениям, гору Гор идентифицируют с горным хребтом Аманос или Нур (ныне на юго-востоке Турции), а «дорога в Хамат» — это дорога севернее Хамата в центральной части Сирии. По другому мнению, она находится к югу от Триполи в Ливане, а «дорога в Хамат», согласно этим мнениям, — это дорога южнее Хамата.

Отметим, что, даже по «минималистским» мнениям, территория, которая дается во владение сынам Израиля согласно границам недельной главы «Масеэй», как минимум включает в себя Южный Ливан, Негев южнее Беэр-Шевы, сектор Газа и северную часть Синайского полуострова до Эль-Ариша.

Есть исследователи и религиозные авторитеты, которые считают границы, представленные в недельной главе «Масеэй», границами Земли Израиля согласно Торе. Границы, о которых было сказано Аврааму, считаются идеалом и Б-жественным обещанием, которое осуществится в эпоху окончательного Избавления.

С другой стороны, есть мнения о том, что границы Земли Израиля согласно Торе — это те границы, о которых Всевышний сказал Аврааму. В нашем поколении этой точки зрения придерживается рав Исраэль Ариэль, глава Института Храма (Махон а-Микдаш) в Иерусалиме. Он обращает внимание на то, что в тексте Торы в главе «Масеэй» подчеркивается, что речь идет о границах территории, «которую Г-сподь повелел отдать девяти коленам и половине колена» (Бемидбар, 34:13), кроме двух с половиной колен, которые уже получили надел на восточном берегу Иордана. То есть, это границы не всей Земли Израиля, а только земли ханаанской, которая достанется во владение девяти с половиной коленам.

Границы «вышедших из Египта» и границы «вернувшихся из Вавилона»

В еврейской традиции есть два важных понятия, связанных с границами Земли Израиля: границы олей Мицраим («вышедших из Египта») и границы олей Бавель («вернувшихся из Вавилона»). По поводу территории «вышедших из Египта» есть много разных мнений еврейских религиозных авторитетов. Различие во мнениях связано как с идентификацией мест, так и с упомянутым выше расхождением во мнениях о том, каковы границы Земли Израиля согласно Торе (границы, о которых Всевышний сказал Аврааму в главе «Лех-леха» или границы, упомянутые в главе «Масеэй»).

Кроме того, есть разные мнения насчет того, имеет ли статус территории «вышедших из Египта» только та территория, которая была завоевана евреями, вступившими в Землю Израиля под предводительством Йеошуа бин Нуна, или же вся территория, которую евреям удалось завоевать до окончания эпохи Первого храма, включая и завоевания царя Давида. О сыне Давида, царе Шломо, унаследовавшем обширные территории, завоеванные его отцом, сказано: «Шломо владел всеми царствами от реки, земли филистимлян и до границы Египта. Так как он властвовал над всею землею по [правую]сторону реки, от Тифсаха до Газы, над всеми царями по [ту] сторону реки…» (Млахим I, 5:1, 4). Тифсах находится на берегу реки Евфрат, и можно прийти к выводу, что территория Давида и Шломо во многом соответствовала территории, о которой Всевышний говорил Аврааму. Отметим также, что если речь идет о всей территории, которую евреям удалось завоевать до окончания эпохи Первого храма, то тогда в пределы «вышедших из Египта» входит и Эйлат. О Шломо сказано, что он построил там свои корабли (см. Млахим I, 9:26), а о царе Азарье (Узияу) сказано, что отстроил Эйлат и вернул его Иудее (см. Млахим II, 14:22; Диврей а-ямим II, 26:1).

Территория «вернувшихся из Вавилона» — это территория, которой владели евреи от начала возвращения из вавилонского изгнания до максимального расширения границ при Хасмонеях. Не вдаваясь в подробности, скажем, что речь идет о территории от Кзива и Акко на севере до Ашкелона и Петры на юге, включающей Голанские высоты, Галилею и земли к востоку от Иордана. Отметим, что насчет этой территории и алахического статуса разных мест также есть разные мнения.

Земля Израиля обладает постоянной святостью — так она была избрана Всевышним, и в ней всегда прибывает Б-жественное присутствие. Есть также святость другого вида, которая зависит от присутствия в Земле Израиля народа Израиля. Такой святостью Земля Израиля была освящена дважды. Рабби Моше бен Маймон (Рамбам; 1138–1204) так писал об этом в своем алахическом труде «Мишне Тора» («Вторая [книга] после Торы»): «Все, что удержали “вышедшие из Египта”, было освящено первой святостью. Так как они ушли в изгнание, эта святость была упразднена. Первая святость, поскольку она была только из-за завоевания, являлась святостью на определенное время, а не вечной. Так как изгнанники вернулись и удержали часть страны, они освятили ее второй святостью, которая вечна…» (Законы приношений, 1:5). Отметим, что мнение Рамбама о том, какая именно территория входила в границы «вышедших из Египта», а какая — в границы «вернувшихся из Вавилона», является темой для отдельного исследования и выходит за рамки этой статьи.

Святость Земли Израиля, зависящая от еврейского присутствия в ней, имеет отношение к таким выполняющимся только в пределах Земли Израиля заповедям, как швиит (запрет обрабатывать землю в последний год каждого семилетия), маасрот (отделение десятины от урожая) и хала (отделение части от теста, приготовляемого из пяти видов злаковых). Эти заповеди выполняются в качестве предписания из Торы, когда весь еврейский народ находится в Земле Израиля, а после того, как еврейский народ ушел в первое изгнание, эти заповеди стали выполняться как постановления мудрецов.

Есть несколько отличий между тем, как эти заповеди должны выполняться на территории «вышедших из Египта» и на территории «вернувшихся из Вавилона». Например, запрет собирать урожай в поле, который вырос сам по себе (сфихим), относится только к территории «вернувшихся из Вавилона», тогда как на территории «вышедших из Египта» разрешено собирать такой урожай, хотя постановлением мудрецов там также запрещено обрабатывать землю. Кроме того, мудрецы постановили, что на территории за пределами границ «вернувшихся из Вавилона» (севернее Акко и южнее Ашкелона) распространяется ритуальная нечистота «земли других народов».

Отметим, что по поводу вышеприведенных алахических вопросов также существуют разные мнения еврейских мудрецов. Мы ограничились приведением общей информации согласно исследованиям рава Исраэля Ариэля. Тому, кто хочет узнать другие мнения и получить инструкции по алахическим вопросам, связанным с заповедями, выполняемыми в Земле Израиля, рекомендуется обратиться к раввинам своей общины, с которыми он обычно советуются.

Вернемся к вопросу о соответствии границ территории, контролируемой современным Государством Израиль, включая территории, завоеванные в ходе Шести-дневной войны, и границ Земли Израиля согласно еврейским источникам. С 1967 по 1982 год, когда Израиль контролировал Синайский полуостров, он был близок к юго-западной границе той земли, о которых Всевышний говорил Аврааму. Есть часть территорий, которые находились как в пределах «вышедших из Египта», так и в пределах «вернувшихся из Вавилона», но никогда не входили в границы современного Государства Израиль. Речь идет о землях на восточном берегу Иордана, ныне принадлежащих Иордании. Что же касается нынешней южной границы Израиля, то она проходит южнее границ «вернувшихся из Вавилона», а согласно некоторым мнениям, и южнее границ, упомянутых в главе «Масеэй».

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.