[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2013 НИСАН 5773 – 4(252)

 

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

<…> Поскольку человек должен сделать все, что от него зависит, Вам следует искать достойную спутницу жизни с помощью друзей, родственников и т. д. Кроме того, Вам следует обратиться, как это принято во всех <религиозных> кругах, к хорошему свату.

Вам также следует скрупулезнее соблюдать заповеди, поскольку это приводит в мир благословение Творца. Проверьте свои тфилин. Прежде чем сделать это, пожертвуйте несколько монет благотворительной организации «Ахнасат кала». <…>

Без даты

 

<…> Безусловно, не нужно впадать в грусть и уныние, тем более что наши учителя стремились уйти от этих качеств как можно дальше, как это подробно разъяснено в «Танье»[1], гл. 26, и других источниках.

Мы видим, что грусть и уныние не помогают исправить ситуацию. Напротив, они создают дополнительную проблему. Это особенно справедливо, когда речь идет о том, что Вас беспокоит (поиск спутника жизни): ведь  бощущение радости и счастья делает наши сердца более восприимчивыми.

Самое главное — для уныния нет никакой причины, ибо сказано: «Разумная жена — от Г-спода». Чтобы удостоиться этого благословения, необходимо снова и снова предпринимать поиски, подобно тому как мы ищем потерянную вещь. Нужно искать энергично, следуя обычаю религиозных евреев, т. е. обращаясь к посредникам. Следует продолжать с надеждой на Творца.

Всевышний, сотворивший мир за шесть дней, с тех пор занят тем, что ищет людям достойную пару… Он, несомненно, найдет Вам спутника жизни, подходящего Вам в физическом и духовном плане. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 269)

 

<…> Я получил письмо, в котором Вы пишете, будто Вам кажется, что в соответствии с естественным порядком вещей Вы не сможете найти спутницу жизни.

В этом нет ничего нового. Мудрецы говорили, что найти себе пару так же трудно, как рассечь море, а все знают, что рассечение моря Суф было великим чудом. Тем не менее природа нашего мира такова, что, несмотря на это, люди находят себе супруга, женятся и возводят «здание вечное». Это произойдет и в Вашем случае.

Вам следует отвлечься от трудностей и принять следующее твердое решение: поскольку вступление в брак — одна из заповедей Торы, то «святой, благословен Он, не требует невозможного»[2]. Если Всевышний требует от Вас исполнить эту заповедь, Он найдет Вам пару в надлежащее время. Тем не менее, так как все должно совершаться естественным образом, «принято, чтобы мужчина искал себе женщину».

Чтобы это произошло быстрее, Вам следует ежедневно, перед утренней молитвой, жертвовать один франк на благотворительность, а также следовать предписаниям моего наставника и тестя, Ребе[3], относительно регулярного изучения трех священных книг: Пятикнижия, Теилим и «Таньи». <…>

(Игрот кодеш. Т. IV. С. 300)

 

<…> Я вновь вынужден повторить, что Ваш подход к поиску спутника жизни меня расстраивает и огорчает. Человеку, оказавшемуся в похожей ситуации, я в свое время писал: «В любом деле возможны два подхода. Первый — у нас есть выбор, делать или не делать (или, по крайней мере, отложить снова и снова), и мы выбираем путь наименьшего сопротивления. Второй — дело должно быть сделано, и как можно быстрее, и единственный выбор, который у нас есть, — каким образом сделать это как можно быстрее».

Мне кажется, что Вы предпочли первый путь, и в этом причина всех Ваших трудностей в поисках спутника жизни. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 166)

 

<…> В письме Вы упомянули своего старшего брата, которому уже тридцать лет и который до сих пор не женился. Передайте ему, что ему необходимо выделить время для регулярного изучения Торы, особенно в субботу.

Он должен деятельно искать себе достойную пару, помня слова мудрецов, что муж должен мягко обращаться со своей женой.

Заслуга регулярного изучения Торы наставит его на добрый путь и поможет найти добродетельную жену. Если он будет вести себя подобным образом, то его брак, с Б-жьей помощью, будет счастливым и долговечным. <…>

(Игрот кодеш. Т. IV. С. 73)

 

<…> Нет необходимости подробно останавливаться на многочисленных высказываниях наших мудрецов[4], говоривших о важной обязанности, возложенной на родителей вообще и на отца в особенности — выдать свою дочь замуж. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 314)

 

<…> Я был огорчен, прочитав в конце Вашего письма, что Вы по-прежнему не можете сообщить никаких утешительных новостей о достойном женихе для Вашей дочери. Мне показалось, Вы имели в виду, что в настоящий момент нет никаких предложений сватовства, заслуживающих внимания. Это действительно печально, по многим причинам.

Такому человеку, как Вы, нет нужды приводить многочисленные высказывания мудрецов, благословенной памяти, которые много и подробно говорили о том, что на родителей, и прежде всего на отца, возложена обязанность выдать свою дочь замуж, чтобы он мог с полным правом сказать: «Отдаю свою дочь за этого человека». Кроме того, есть известное высказывание мудрецов: «Если скажет тебе человек — старался, но не нашел — не верь; не старался, но нашел — не верь; старался и нашел — поверь»[5]. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 314)

 

<…> Вы пишете, чтобы найти тысячу лир на новый дом, можно даже залезть в долги — хотя Вы и прежде жили в собственном доме, пусть не таком просторном, как нынешний. Однако, когда дело идет об исполнении заповеди «и внушай их своим детям» (Дварим, 6:7) и женитьбе сына — заповедях, возложенных на отца в отношении его сыновей[6], — Вы не только считаете само собой разумеющимся, что этого не нужно делать, но и, как Вы пишете, «невозможно даже подумать об этом».

Вы живете в Иерусалиме уже много лет. Несомненно, Вы знаете, что даже самые неимущие отцы женят своих сыновей и выдают замуж своих дочерей, в том числе и в наше время. Более того, они идут на все, чтобы их дети при этом могли продолжить изучение Торы. Среди них есть немало таких, у кого нет и тысячи лир на жилье. <…>

(Игрот кодеш. Т. XI. С. 226)

 

<…> Вы пишете, что, когда Вы говорите с дочерью о замужестве, она отказывается Вас слушать <…> стоит обратиться к ней не с общим, а конкретным предложением. Если это возможно, она не должна знать, что это была Ваша инициатива. Безусловно, есть способ, как это сделать. Тогда ее отношение обязательно изменится.

Весьма вероятно, что ее упрямство в значительной мере показное и на самом деле она переживает, что до сих пор не обручилась.

Нужно приложить усилия, чтобы до свадьбы она оставалась жить в родительском доме. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 52)

Перевод с английского, идиша и иврита
Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].      «Танья», или «Ликутей амарим», — основополагающая книга хасидизма Хабад, написана основателем этого направления рабби Шнеуром-Залманом из Ляд (1746–1813).

 

[2].      Авода зара, 3а.

 

[3].      Шестой Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон.

 

[4].      Кидушин, 29а, 30б; Йевамот, 62б; Сангедрин, 76б.

 

[5].      Мегила, 6б.

 

[6].      Кидушин, 29а, 30б.