[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2013 НИСАН 5773 – 4(252)

 

А вы не Ротшильд?

Михаил Майков

Сергей Довлатов признавался, что до знакомства с обитателями Брайтона полагал, будто средний тип еврея — это профессор Эйхенбаум. Современные российские издатели в массе своей о Борисе Михайловиче Эйхенбауме не слышали, а потому по старинке убеждены, что средний еврей недалеко ушел от Натана Ротшильда. Книжные прилавки завалены рассказами про богатых и успешных евреев. Пока знатоки радуются переводу очередной монографии Даниэля Боярина или Дэвида Роскиса, на рынке «иудаики для чайников» котируются совсем другие товары.

«Пять пальцев одной руки»: сыновья Амшеля Ротшильда Амшель, Саломон, Джеймс, Карл и Натан (сверху по часовой стрелке). Гравюра XIX века

 

Вот, скажем, небольшая книжка М.Л.Абрамовича «Бизнес по-еврейски: 67 золотых правил», вышедшая в 2013 году в ростовском издательстве «Феникс» («серия практических руководств для менеджеров» «Бизнес-класс»). Обложка уверяет, что перед нами «мировой бестселлер», а титул сообщает, что книжечка Абрамовича выдерживает 14-е издание. Насчет мирового бестселлера позвольте усомниться, а вот второе — чистая правда. Выдерживает. Уже выдержала. Правда, в разных комбинациях и под разными названиями.

Но об этом чуть позже, а пока о самой книжечке. Сделана она, надо сказать, совершенно прекрасным образом. На самом деле это очень конспективный и популярный рассказ о еврейской этике, разделенный на 67 (почему не 66 или 68?) главок: «Не оскорбляй других людей», «Перед слепым не клади препятствия», «Стремись к общению с мудрыми людьми» и т. д. Выстроены все главки однотипно: максима плюс иллюстрирующая ее библейская или талмудическая история либо хасидская притча. В конце некоторых главок ради соответствия названию книги приписано: «Принципы, которые не повредят никакому делу, не правда ли?» или: «Сила приветствия очень велика и при деловом общении» — но в большинстве не сделано и этого. В общем, книжечку вполне можно было бы использовать как пособие по курсу «Основы религиозной культуры», но выдавать ее за руководство для менеджера?..

Впрочем, один реальный бизнес-урок из этой истории извлечь все же можно: люди, которые покупают не джинсы, а лейбл, никуда не делись. Книгу делают обложка и аннотация, а внутри можно хоть пустые страницы печатать. Назвал бы автор свою книжку, допустим, «Еврейская этика в популярном изложении» — и не видать бы ему 14-го издания. Назвал бы «Бизнес и мораль» — тем более. А соединил в заглавии бизнес и евреев — и сработало. Бренд на бренд равно тираж. Ну и плюс фамилия автора, конечно, сыграла свою роль — всякому приятно выслушать советы по ведению бизнеса от Абрамовича.

Да, чуть не забыл. В качестве бонуса в приложении к книге перечислены 613 заповедей. А в первом же абзаце предисловия в качестве примера еврея-миллиардера упомянут… Билл Гейтс.

Сначала книжка Абрамовича выходила под одной обложкой с книгой Петра Люкимсона «Евреи и деньги», но потом «Феникс» решил издавать их по отдельности. Для авторского тандема даже учредили специальную серию, которая так и называется: «Бизнес по-еврейски». Точнее, подсерию в рамках того самого «Бизнес-класса». Там еще вышла книга Абрамовича и Александра Рыбалки «Грязные сделки», из которой явствует, что и среди евреев, увы, попадаются мошенники. А также книга Абрамовича без соавторов «Бизнес по-еврейски с нуля: Десять историй на $ 1 000 000», где к рассказу о еврейской этике добавлена информация об израильском «деловом» законодательстве, а также, как и было обещано, о десяти евреях-миллионерах. Короче говоря, подход в общих чертах понятен, да?

Если кто-то думает, что на этом рассказ о творчестве Михаила Леонидовича Абрамовича окончен, то он заблуждается. Потому что в том же издательстве «Феникс» недавно вышла (и тоже выдержала несколько изданий) трилогия Абрамовича: «Секрет по-еврейски», «Тайна по-еврейски», «Ключ по-еврейски» («эта книга — ключ к решению всех ваших проблем»). Поскольку ростовские издатели любят распределять книжки по сериям, то для трилогии была придумана серия «Вечные истины».

Стоит ли говорить, что все три книжки сделаны по тому же принципу, что и «Золотые правила»? Даже список использованной литературы совпадает: Лайтман, Бубер, Телушкин… Правда, в трилогии больше авторского текста, талмудические цитаты и хасидские предания перемежаются содержательными размышлениями Абрамовича о том, что «вера в собственные силы творит чудеса», а «мир таков, каким мы его воспринимаем». Кроме того, в каждой из трех книжечек — по нескольку практикумов: «Как теперь вы расцениваете свои желания? Какие из них стоят на первом месте, а исполнение каких можно и отложить в перспективе вечности?» Ниже пять пустых линеечек, где читатель может записать ответ на этот вопрос. В общем, этакий Дейл Моше Карнеги Брацлавский.

Книга раввина Леви Бракмана и экономического журналиста Сэма Джаффе «Еврейская мудрость для успешного бизнеса: уроки Торы и других священных текстов» (М.: Эксмо, 2012) куда добротнее аналогичной отечественной продукции. Авторы не просто выдают библейских героев за эффективных менеджеров, но и подробно разбирают их «бизнес-стратегии», приводя параллели из современной деловой жизни. Каждый раздел заканчивается двумя сентенциями: «откровение для бизнеса» и «откровение для жизни», а большие главы, состоящие из нескольких разделов, содержат в конце еще и задание по медитации. Рассказываемые авторами бизнес-истории в большинстве своем любопытны, да и Библия, что ни говори, неплохая книга. Отчего же все в целом производит впечатление несколько затянутой шутки? Думаю, все дело в «моменте стыковки». Переход от праотцев к современности неизбежно производит комический эффект:

 

Моисей понимал, что если израильтяне пойдут вперед, может произойти чудо — и оно действительно произошло. Это понимала и Стюарт Паркер.

 

Маркетинговый консультант пришел бы к выводу, что новообращенные забывали об учении Авраама, поскольку он не обеспечил развитой инфраструктуры для обслуживания клиентов за пределами шатра. Авраам провел потрясающую рекламную кампанию, сформировав себе положительный имидж, но не разработал социальной системы и сети поддержки, необходимых религии для процветания. Современный пример компании, повторившей ошибку Авраама и не делегировавшей достаточно ресурсов для послепродажного обслуживания, — Vonage.

Студентом я писал сочинение по экономике. Дело происходило на филфаке, поэтому задание было — разобрать классическое литературное произведение в экономическом аспекте. Я выбрал «Сказку о попе и о работнике его Балде» и сочинил по этому поводу нечто в стихах. Помню две строчки — реплику Балды: «Рассчитаюсь клирингом / с этим жадным клириком». Зачет я получил, но издавать сочинение отдельной книжкой и выдавать за бизнес-пособие мне в голову не пришло.

Бракман и Джаффе занимаются примерно тем же самым, но всерьез и публично:

 

Б-г доверял Моисею и Аврааму. У обоих за плечами был длинный послужной список, доказывающий их лояльность и надежность. Без него не состоялись бы никакие переговоры в принципе.

Впрочем, книга, как уже было сказано, живая и информативная, придираться грех.

В том же «Эксмо», где вышла книга Бракмана и Джаффе, начала недавно издаваться и специальная серия про евреев и деньги: «Еврейский код успеха». И если первая выпущенная в ней книга — «Евреи в России: Самые влиятельные и богатые» Алины Ребель — мало чем отличается от множества подобных компиляций[1], то вторая заслуживает чуть более подробного разговора. Речь о переведенной с английского книге Абрахама Х. Фоксмана «Евреи и деньги: История одного стереотипа». Автор исследует историю и современное состояние мифа об особом отношении еврея к деньгам: рассказывает о его истоках, делит на составные части, анализирует данные соцопросов, приводит цитаты из книг, фильмов, выступлений комиков, с интернет-форумов и т. п. В общем, книга как книга, в целом довольно разумная, хотя местами свидетельствующая о чрезмерном энтузиазме автора и некоторых проблемах с чувством юмора.

Есть, однако, одна деталь, придающая этой истории дополнительную пикантность. Абрахам Фоксман на протяжении четверти века возглавляет Антидиффамационную лигу — самую крупную и влиятельную из американских организаций, специализирующихся на борьбе с антисемитизмом. И основной пафос его книги заключается в утверждении, что даже вывернутый наизнанку и превращенный в комплимент стереотип о евреях и деньгах все равно остается стереотипом и может в любой момент обнаружить свой антисемитский потенциал. Среди прочего автор рассказывает, как ранят его продающиеся в польских сувенирных лавках так называемые чочки — вырезанные на деревянных плашках изображения евреев в традиционных лапсердаках и шляпах, но при этом цепко сжимающих в руках мешки с золотом или пересчитывающих монеты. Однако продавцы не видят в своем товаре ничего антисемитского, напротив, чочки — это талисманы на удачу, подарил такой сувенир — значит, пожелал человеку быть богатым и успешным, как еврей. В этом контексте издание книги Фоксмана в новой «эксмошной» серии выглядит особенно забавно. Ведь что такое «Еврейский код успеха», «Бизнес по-еврейски», «Еврейские тайны», как не те же чочки — инверсия антисемитского дискурса, легким движением руки превращаемого в филосемитский, старые добрые юдофобские штампы, на новом историческом витке выдаваемые за комплименты?[2]

Некоторые авторы расширяют тему и рассматривают успехи евреев в бизнесе всего лишь как частный случай их общего везения «по жизни». Вот, например, поэма в прозе с задней обложки книги М. Ингерлейба и Е. Шацкой «Наблюдая за евреями: Скрытые законы успеха» (изданной, натурально, все тем же «Фениксом»):

 

Они — знают о деньгах больше, чем мы.

Они — воспитывают гениальных детей.

Они — потомственные интеллектуалы и бизнесмены.

Они — приспосабливаются к любым жизненным ситуациям.

 

И т. д. Антилакримозная парадигма в полный рост. Куда там Сало Барону! Такие тексты надо прописывать в качестве психотерапии людям, испытывающим комплексы из-за еврейского происхождения.

Напоследок о хорошем. В издательстве «Мосты культуры — Гешарим» только что вышла книжка Ильи Смагаринского «Бизнес в рамках еврейского закона (Карманный справочник предпринимателя)». Автор ставит перед собой принципиально иную задачу, нежели его коллеги, пытающиеся работать в той же нише. Он не объясняет, как добиться успеха при помощи чтения Талмуда, а совсем наоборот, рассказывает, как вести бизнес, оставаясь в рамках еврейского закона. То есть действительно описывает еврейскую деловую этику по алахе: кредиты, аренда, предоплата, субботние ограничения и проч. Компилятивного характера своей брошюры Смагаринский не скрывает, тем не менее это редкий пример книги, которая соответствует своему названию и может принести заинтересованному лицу некоторую практическую пользу…

Кстати, согласно Фоксману, один из распространенных антисемитских приемов — это приписывание еврейского происхождения бизнесменам-неевреям. Надеюсь, из 15-го издания своей книги Абрамович все же уберет Билла Гейтса.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      Наиболее информативная из недавних книг такого рода — «Самые богатые евреи мира: 12 бизнес-династий» Л.Д.Вайнштейна (Ростов-на-Дону: Феникс, 2009).

 

[2].      Не могу не отметить, что египетская газета «Al-Ahram», замеченная в регулярных антисемитских выступлениях, в русском издании книги Фоксмана превратилась в «Al-Abram». Что скажет по этому поводу Антидиффамационная лига? Не пора ли разъяснить корректоров издательства «Эксмо»?