[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2013 АДАР 5773 – 3(251)

 

«ПОЗВОЛЬ НАМ УЙТИ НА ТРИ ДНЯ ПУТИ В ПУСТЫНЮ…»

Из описания Исхода из Египта и переговоров Моше с фараоном очевидно, что Моше просил фараона отпустить сынов Израиля на три дня в пустыню для служения Б-гу, но не говорил ему, что евреи собираются покинуть Египет навсегда. Моше так себя вел не по собственной инициативе, а в соответствии со словами Всевышнего, когда Он велел пророку идти в Египет и вывести оттуда сынов Израиля: «[Вместе] со старейшинами Израиля ты придешь к египетскому царю и скажешь ему: “Г-сподь, Б-г евреев, посетил нас. Позволь же нам теперь уйти в пустыню на три дня пути, чтобы принести там жертвы Г-споду, нашему Б-гу”» (Шмот, 3:18).

Моше и Аарон перед фараоном. Агада Натана Шпеера из Бреслау. Германия.
1768 год. Еврейская национальная и университетская библиотека, Иерусалим

 

Когда Моше и Аарон предстали перед фараоном, они в точности выполнили Б-жественное повеление и обратились к фараону со словами: «Позволь нам уйти на три дня пути в пустыню и принести жертву Г-споду, Б-гу нашему. Иначе Он поразит нас мором или мечом» (Шмот, 5:3). Как известно, фараон отказался исполнить эту просьбу, после чего Всевышний наслал на Египет десять казней.

Вопросы, которые возникают при чтении упомянутых выше стихов, четко сформулировал в своем комментарии к Торе выдающийся комментатор, рабби Ицхак Абарбанель (1437–1508):

 

Как же повелел Всевышний Моше, учителю нашему, говорить от Его имени ложь и неправду? Лучше бы было, чтобы он ясно сказал: «Отпусти народ из рабства Египетского!» В чем же была польза этих слов, после того, как фараон отпустил их против своей воли, а не из-за них?

 

Прежде чем мы узнаем ответ на эти вопросы самого Абарбанеля, приведем слова, принадлежащие великому комментатору рабби Аврааму Ибн-Эзре (1089–1164). В краткой версии своего комментария к Шмот, 11:4 он писал:

 

Знай, что сыны Израиля поступили абсолютно правильно, когда они не отрыли тайну [что они не собираются возвращаться в Египет]. А фараон понял из слов Моше «о трех днях пути», что они пойдут и вернутся в Египет. И не дай Б-г подумать, что пророк говорил неправду, ведь он никогда не говорил «мы вернемся». И мудрость Всевышнего недоступна нашему разуму. И мне кажется, что это было сделано ради двух вещей: во-первых, чтобы [египтяне] дали им серебряные и золотые сосуды, а если бы знали, что они не вернутся, то не дали бы. А во-вторых, чтобы потонули фараон и его войско. Так как если бы они вышли по его разрешению и он бы не думал, что они вернутся, то не преследовал бы их. И свидетельство этому стих: «Царю Египта сообщили, что народ [Израиля] бежал. Фараон и его слуги пожалели, что [отпустили] народ, и сказали: “Что же мы наделали, [зачем] мы отпустили Израиль, который работал на нас?”» (Шмот, 14:5).

 

По мнению Ибн-Эзры, с которым согласны и некоторые другие комментаторы, можно сделать вывод, что целью переговоров с фараоном была подготовка возмездия египтянам-поработителям. Сами эти переговоры являлись этапом в борьбе с жестоким врагом, который много лет угнетал сынов Израиля и доходил до таких зверств, как повеление бросать в Нил новорожденных еврейских мальчиков. Кроме того, Моше никогда не говорил фараону, что сыны Израиля собираются вернуться в Египет через три дня, и не его вина, что фараон понял его слова так, как ему хотелось.

Шмуэль-Давид Луцатто (Шадаль; 1800–1865), известный филолог, мыслитель и комментатор Танаха, живший в Италии, развил идею о том, что переговоры Моше с фараоном были частью борьбы за освобождение из египетского рабства. Он так комментировал слова «Позволь же нам теперь уйти в пустыню на три дня пути» (Шмот, 3:18):

 

Вне сомнения, эта просьба продиктована хитростью, потому что они не собирались возвращаться, а поскольку фараон удерживал их без всякого на это права и поработил их, то неудивительно, что Всевышний повелел «слукавить с криводушным» (см.: Теилим, 18:26).

 

Согласно этому комментарию, Всевышний изначально велел Моше действовать хитростью. Ведь только так можно было противостоять такому коварному и намного более сильному врагу, как египетский фараон. Нелишним будет вспомнить, что в книге Берешит описывается, как праотец Яаков был вынужден использовать различные уловки в противостоянии с Эсавом, который его ненавидел, и с Лаваном, который его обманывал. А затем, на протяжении всей истории нашего народа, евреям неоднократно приходилось действовать хитростью, поскольку иначе у них не было никаких шансов выжить.

 

Другую точку зрения можно увидеть у тех комментаторов, которые считали, что обращенная к фараону просьба отпустить сынов Израиля на три дня была, прежде всего, испытанием фараона, которое тот не выдержал. Именно такое мнение выражал в своем комментарии к книге Шмот уже упомянутый нами рабби Ицхак Абарбанель:

 

Всевышний поступил так, чтобы показать людям ожесточение сердца и упрямство фараона, и справедливость судов и приговоров, вынесенных фараону и Египту. Ведь просили у него только уйти на три дня пути для жертвоприношений Б-гу, и можно было понять из их слов, что после этого они вернутся, и не внял фараон ни их мольбам, ни их просьбам. И тем более если бы они попросили его совсем их отпустить, без сомнения он бы не захотел и не внял бы им. Поэтому повелел Всевышний Моше, учителю нашему, просить вначале о незначительной вещи — уйти на три дня пути, чтобы проверить упрямство и твердолобость фараона.

 

Идея Абарбанеля, состоящая в том, что здесь ни в коем случае не идет речь об обмане фараона и что сначала его действительно просили отпустить сынов Израиля на три дня, получила развитие в комментарии к Торе «А-ктав ве-а-каббала», который составил живший в Германии рав Яаков-Цви Мекленбург (1785–1865). Он объяснял так:

 

Всевышний велел, чтобы вначале просили [фараона] о такой малой вещи, как уход на три дня пути, проверяя степень его упрямства. А после того, как он отказал даже в такой небольшой просьбе, Моше многократно требовал от него полного освобождения и вечной свободы.

 

Профессор Нехама Лейбович (1905–1997) в своих исследованиях книги Шмот в свете классических комментариев объясняла мнение Абарбанеля и р. Мекленбурга о том, что обращенная к фараону просьба отпустить сынов Израиля на три дня пути была испытанием фараона. По ее словам, это испытание заключалось в том, захочет ли он выполнить скромную просьбу работника об отпуске, или же откажет в этой малости. Нехама Лейбович предложила вариант гипотетического развития событий, исходя из этой позиции: сыны Израиля вернулись бы в Египет и к своей работе по истечении отведенного времени, и Моше продолжал бы диалог с фараоном. Если бы фараон признал потребность рабов в коротком отпуске, он уже сделал бы шаг навстречу пониманию души раба, мог бы прийти к осознанию того, что безнравственно превращать в рабов целый народ и насильственно удерживать этот народ в пределах чужой для него страны. Тогда вся история могла бы получить другое направление… Но, как мы знаем, фараон отказал даже в небольшой просьбе.

Иллюстрации из «Сараевской агады».
Вверху. Исход из Египта: евреи несут на плечах замешанное тесто.
Внизу. Моше разделяет море, чтобы евреи смогли бежать от египтян. Барселона.
Около 1350 года. Собрание Национального музея Боснии и Герцеговины в Сараево

 

Другое объяснение предлагает исследователь Танаха рав Эльханан Самет, опираясь на исторический фон описываемых в книге Шмот событий. Рав Самет полагает, что во время переговоров фараону из тактических соображений не было сказано, что сыны Израиля собираются оставить Египет навсегда. Моше не мог сообщить об истинной цели выхода сынов Израиля по нескольким причинам. В соответствии со сложившейся ситуацией в Египте и во всем Древнем мире, не было никакого шанса на то, что фараон и его подданные согласятся на освобождение рабов, к тому же еще признав, что само порабощение сынов Израиля было нелегитимным и незаконным. Кроме того, по мнению историков, во время Исхода из Египта, который произошел в период правления 18-й или 19-й династии, Страна Израиля находилась под египетской властью. Если бы Моше сразу сказал фараону, что требует освобождения сынов Израиля, чтобы вести их в эту страну, населенную тогда ханаанскими народами, фараон и египтяне ни в коем случае не могли бы с этим согласиться. Ведь это означало бы, что Египет лишается не только рабочей силы, но и одной из своих провинций, которая оказалась бы занята сынами Израиля.

Для того чтобы осуществилась сама возможность проведения формальных переговоров с фараоном, нужно было просить его о малом — уйти на три дня пути в пустыню для жертвоприношений Б-гу. Притом что формальной темой переговоров оставалось именно разрешение уйти на три дня в пустыню, вполне вероятно, что у фараона были подозрения об истинной цели ухода сынов Израиля из Египта. Например, после того, как на Египет обрушились некоторые из десяти казней, фараон стал говорить о том, что он готов отпустить только часть сынов Израиля, оставив в Египте детей или скот, чтобы гарантировать возвращение тех, кто уйдет в пустыню.

Выше мы рассмотрели разные мнения по поводу причин, по которым Всевышний повелел Моше говорить с фараоном об освобождении сынов Израиля только на три дня. Мы увидели ответы на вопрос, можно ли усмотреть в словах Моше обман фараона и какова была практическая польза от этой просьбы. Отстаивая ту точку зрения, что речь шла об испытании фараона, ни о каком обмане, конечно же, говорить не приходится, фараона действительно просили отпустить народ на три дня, но он не согласился и на это. Согласно другим мнениям, когда идет борьба с жестоким врагом, допустима хитрость. Так или иначе, как мы знаем из книги Шмот, фараон был вынужден согласиться отпустить сынов Израиля из Египта только после десяти казней, но и на этом противостояние с ним не закончилось. Когда ему сообщили, что народ Израиля не возвращается, фараон собрал войско и бросился за евреями в погоню. Окончательная победа сынов Израиля над фараоном состоялась в седьмой день Песаха, когда случилось чудо и египетское войско потонуло в море, которое до этого расступилось перед сынами Израиля.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.