[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2013 АДАР 5773 – 3(251)

 

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Знакомая рассказала, что стало невозможно в Рунете искать электронные библиотеки: вводишь в поисковике «библиотека», вылезают тысячи ссылок на материалы о «библиотеке Шнеерсона».

Так уж сошлось. Только стало проходить шоковое состояние от законов Магнитского-антимагнитского, как Россию «поставили на счетчик». Шутники предлагают в ответ закрыть городскую библиотеку в Тамбове. А люди, склонные к меланхолии, ждут погромов. И почти все уверены, что вновь вышедшая на авансцену история с библиотекой — новый виток в похолодании отношений между США и РФ.

Я же уверен, что это не так, и не связывал бы актуализацию проблемы «библиотеки Шнеерсона» с международной обстановкой. Думаю, скорее всего, она связана с тем, что истец — американская организация — поставлен в тупик. Политических переговоров нет, суды в России пройдены 20 лет назад, а главное, кажется, что никому и дела нет до этой библиотеки.

В самом деле, могли бы что-то сделать для разрешения стародавней распри российские евреи? К сожалению, нет. Дело в том, что российская еврейская община не является стороной в этом споре, это спор между Российской Федерацией и американской организацией. Американская организация не уполномочивает нас вести по этому поводу никаких переговоров, поэтому, какие бы предложения с российской стороны мы ни получали, нам остается только теоретизировать на их счет.

Для меня, скажем, очевидно, что мораль тут столкнулась с законом. Моральная сторона зиждется на простом подходе: то, что принадлежит кому-то, принадлежит именно ему. И если это что-то у него было изъято незаконным образом, то есть не приобретено, это неправильно.  Тем более что в этой истории юридически все очень запутано. Первая часть коллекции, которая находится в Ленинке, попала туда не непосредственно путем национализации, а была передана на временное хранение во время первой мировой войны Ребе Шоломом-Бером Шнеерсоном. В военные годы она просто затерялась. Владелец скончался в 1920 году, и уже его сын, Ребе Йосеф-Ицхак, обращался в советские органы с просьбой вернуть книги. Впоследствии какие-то части этой коллекции стали появляться в Палестине.

Среди книг, хранящихся в Ленинке, есть действительно ценные в библиографическом отношении, но их немного, — основной ее корпус представляет ценность для хасидов в первую очередь потому, что это книги их Ребе, их учителей. В книгах встречаются пометки, есть в составе коллекции и рукописи. Подчеркиваю, именно и только для хасидов это имеет уникальную ценность.

Наследником Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона был его зять и преемник Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, который, в свою очередь, в 1980-х годах сделал заявление о том, что все права на владение этой библиотекой принадлежат организации Хабад. Помимо того что Хабад — это философия и община, это еще и организация, различные подразделения которой друг с другом достаточно мало связаны.

Россия опасается, и не без оснований, что если эта коллекция по суду будет передана общине в США, то с судебными исками пойдут толпы наследников коллекций, хранящихся в российских государственных музеях и фондах. Такая же судьба, кстати, может ожидать и французские музеи, и английские, и так далее.

Однако если не искать выхода, то это тупик, в котором вымирает любое международное сотрудничество по культурному обмену. Надо сказать, что в логике американской стороны нас, российских евреев, просто нет: если сегодня руководство Российской государственной библиотеки неожиданно предложит нам забрать все эти книги — мы этого делать не будем, потому что в тот момент, когда российская еврейская община заберет себе эти книги, она станет ответчиком в суде в США. Стало быть, вариант передачи «библиотеки Шнеерсона» российской еврейской общине может рассматриваться только при условии передачи полномочий на эти переговоры американской стороной, скажем, Федерации еврейских общин России.

Для ФЕОР эта тема не нова. Нынешняя ситуация никак по нам не ударила, хотя резонанс ее крайне неприятен и для межнациональных отношений в стране, и для иудейской общины в частности. Все участники процесса нашу позицию по этому поводу хорошо знают: это не упавшая на голову сосулька — это долго собиравшийся ком проблем. У нас довольно откровенные отношения с властью в России, все проблемы нами проговариваются, и этой проблемы мы не скрывали.

Возможный выход — частичная передача коллекции. Присвоенные Ленинской библиотекой книги не были описаны, они были приняты на вес. Поэтому решение судьи Ламберта на данный момент неисполнимо даже физически — сначала нужно года два исследовать, что, собственно, является предметом спора, так как коллекция рассредоточена по разным отделам, смешана с другими коллекциями. Надо бы начать именно с этого — с общей подготовки к тому, чтобы начать разговаривать.

Но рассмотрение любых вариантов возможно только при условии отзыва иска из американского суда. А для этого, в свою очередь, требуется политическая воля США и РФ.

Борух Горин

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.