[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2013 АДАР 5773 – 3(251)

 

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

<…> Похоже, Вы не слишком активно занимаетесь этим делом (поиском супруги). Между тем если в течение долгого времени ничего не предпринимать в этом вопросе, впоследствии бывает сложно отказаться от ставшего привычным образа жизни. В конечном счете Вам все равно придется исполнить предписание мудрецов и начать искать супругу так, как ищут пропажу. Так зачем же мешкать?

Когда человек поймет, что поиск невесты подобен поиску пропавшего, он осознает, что каждый день, когда он не искал свою половину, прожит в определенном смысле неполноценно. <…>

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 195)

 

Хорошо известны слова реб Зуси из Анаполя[1], что у каждого человека можно научиться служить Всевышнему, даже у тех, кто живет не слишком достойно. Среди прочего, р. Зуся объяснял, что некоторым хорошим вещам можно научиться у вора: если первая попытка не удалась, вор пробует снова и снова, пока не добьется результата. Это, безусловно, справедливо и в отношении поисков спутника жизни, тем более что наши мудрецы называли это трудным делом. Следует пробовать снова и снова, пока, наконец, не найдешь себе достойную пару. Нельзя опускать руки из-за того, что нужно приложить много усилий. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 119)

 

<…> В этой стране принято прибегать к услугам посредника, хорошего свата (шадхена), имеющего много связей в религиозном еврейском мире, и объяснять ему, какого именно человека мы ищем. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 68)

 

<…> Нет нужды объяснять, что обязанность свата сводится к тому, чтобы должным образом представить людей друг другу, после чего каждый человек действует сам, свободно и без всякого принуждения. <…>

Без даты

 

<…> В наше время практически все браки заключаются при участии свата или друзей, взявших на себя обязанности свата. <…>

Без даты

 

<…> Что касается Вашей дочери, то мне кажется, что Вам следует поговорить со сватом без ее ведома. Сообщите ему необходимые сведения о Вашей дочери и дайте заняться этим делом.

И хотя создание супружеской пары — дело Всевышнего[2], любое дело надо делать в соответствии с естественным порядком вещей. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 14)

 

<…> Вы пишете, что не совсем поняли, что я имел в виду, когда писал, что надо приложить необходимые усилия, чтобы найти себе достойного спутника жизни… Я имел в виду очень простую вещь — обратиться к посреднику, т. е. к хорошему свату. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 68)

 

<…> Я очень рад, что Вы не жалеете сил, помогая искать невест студентам ешивы. Важность этой работы можно понять из слов Писания: «Разумная жена — от Г-спода» (Мишлей, 19:14), а также из утверждения наших мудрецов, что после шести дней Творения Творец занят тем, что создает семьи[3]. Поэтому того, кто помогает в этом деле, ждет достойная награда. <…>

(Игрот кодеш. Т. XI. С. 138)

 

<…> Что касается Вашего студента… Мне кажется, у него нет твердых планов на будущее.

Вам следует поискать невесту для своего ученика и приложить для этого необходимые усилия. В большинстве случаев ученику, которому Вы ищете невесту, не следует знать об этом до тех пор, пока Вы не найдете конкретную девушку, с которой его стоило бы познакомить. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 148)

 

<…> Вы должны принять твердое и безусловное решение о том, что, как только встретите достойного человека, Вы выйдете за него замуж и построите свой дом в соответствии с Торой и заповедями, как и подобает праведной еврейской женщине, соблюдающей законы семейной чистоты, кошерности и субботы.

Мы знаем, что все это зависит от желания хозяйки дома. И ничто не может противостоять твердо принятому решению. Когда Всевышний, знающий помыслы сердца, увидит, что это решение действительно принято с намерением его исполнить, Вы в скором времени встретите своего будущего супруга. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 478)

 

<…> Вы пишете, что уже достигли возраста вступления в брак, однако еще не получили ни одного заслуживающего внимания предложения, и Вас это огорчает. Как известно, мудрецы говорили: найти достойную пару так же трудно, как рассечь воды моря Суф[4]. Так же известно, что Всевышний рассек море в награду за веру и упование, проявленные еврейским народом. Из этого можно заключить, что это справедливо и в отношении поисков спутника жизни. Когда человек укрепляется в вере (и вместе с тем продолжает активные поиски), его желание сбудется.

В Зоаре сказано: «Святой, благословен Он, смотрел в Тору и творил мир». Это относится и к макрокосму, и ко всем аспектам жизни конкретного человека, которого называют «малым миром». Поэтому Вам следует больше изучать Тору, как нигле[5], так и нистар[6]. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 219)

 

<…> Ваше письмо, в котором Вы описали свою ситуацию и свое умонастроение, очень меня расстроило.

Если Вы серьезно задумаетесь о смысле утренних благословений, в которых мы каждый день благодарим Всевышнего, то Вы поймете: Вы удостоились всех этих благословений. Кроме того, у Вас крепкое здоровье, любящие родители, хорошее образование, благоприятное окружение, хорошая работа, дающая достойный заработок, и т. д. Соответственно, какие у Вас есть основания жаловаться?

Вы должны понять, что в Вашем случае есть ровно одна проблема: каждый раз, когда Вас знакомят с молодым человеком, Вы ищете предлог, чтобы ему отказать. Как только Ваше отношение изменится, Вы встретите свою половину. <…>

Без даты

 

<…> Вы пишете, что Вас неоднократно знакомили с молодыми людьми, но из этого ничего не вышло. Поскольку Вам предстоит достаточно долго учиться в учебном заведении, к тому времени, когда Вы закончите учебу, Всевышний найдет Вам достойного спутника жизни. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 323)

Перевод с английского, идиша и иврита
Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 

 



[1].      Мешулам-Зуся из Анаполя (с. Ганнополь, Хмельницкая обл.; умер в 1800 году) — ученик Дов-Бера, Великого Магида из Межерича.

 

[2].      Берешит раба, 68:4.

 

[3].      Там же.

 

[4].      Берешит раба, 68:4. «Одна матрона спросила рабби Йоси бен Халафту: “За сколько дней Творец создал вселенную?” Рабби Йоси ответил:

“За шесть дней”. — “А чем Он занимается с тех пор?” — “Соединяет супружеские пары”. — “Это все Его занятие? Такое и я могу делать. Сколько рабов есть у меня и сколько рабынь! Вмиг я их всех поженю!” Сказал ей рабби Йоси: “Тебе это кажется легким, но Всевышнему это тяжело, как рассечение Красного моря...”

С этими словами рабби Йоси бен Халафта ушел. А матрона взяла тысячу рабов и тысячу рабынь, выстроила их рядами и распорядилась: такой-то возьмет такую-то, такая-то выйдет за такого-то. Она поженила их всех в одну ночь. Назавтра они все прибежали к ней. Один с пораненной головой, другой с подбитым глазом, третий с поломанной ногой. “Чего вам?” — спросила их госпожа. Эта говорит: “Не хочу я жить с таким”, а тот говорит: “Не нужна мне вот эта”.

Послала она тут же за рабби Йоси бен Халафтой и сказала ему: “Истинна ваша Тора и достойна славы”».

 

[5].      «Открытая» часть Устной Торы, то есть Талмуд и труды по еврейскому законодательству.

 

[6].      «Скрытая» часть Устной Торы, то есть мидраши, каббала и хасидизм.