[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2012 КИСЛЕВ 5773 – 12(248)

 

Чистое масло

Йеуда Векслер

Есть заповеди в Торе, смысл которых принципиально недоступен человеческому разуму. К ним, в частности, относятся законы, ритуальной чистоты и нечистоты. Однако Тору мы обязаны изучать, то есть понимать и осмысливать. Но если эти законы априори выше возможностей нашего постижения — как может вместить их наш ум? Это возможно — но при условии, что мы полностью подчиним наш разум и логику логике Торы. Другое дело, если свою логику человек сделает основой понимания Торы и исполнения заповедей. В учении хасидизма подобный подход называется «скверна эллинизма», — а Тора требует, чтобы человек, приходящий в соприкосновение со святыней, был чист. Что же такое эта чистота с точки зрения Торы и в свете учения хасидизма?

Бронзовая масляная лампа.  IV–II века до н. э. Частная коллекция

Хасидизм объясняет, что служение еврея Всевышнему, с одной стороны, требует полной самоотдачи, полного подчинения себя воле Всевышнего. С другой — все должно совершаться осмысленно. Правда, если взглянуть глубже, то становится ясно: корень обязанности понимать и стараться постичь смысл Торы и заповедей — то же самое беспрекословное исполнение воли Всевышнего. А именно: когда еврей старается проникнуть в суть заповеди, им должен двигать не личный интерес, но лишь сознание, что тем самым он осуществляет желание своего Творца.

Этот пункт является источником яркого света, проясняющего многие высказывания наших учителей — мудрецов наших. В частности, связанных с праздником Ханука.

 

Почему масло осквернили, а не просто вылили на землю?

Талмуд задает вопрос[1]: «Что такое Ханука?» — и в ответ рассказывает о чуде: «Когда ворвались эллины в Чертог, осквернили все масло в Чертоге, но когда набрало силу царство Дома Хасмонеев и победило их, проверили и нашли только один кувшинчик масла, который был оставлен с печатью первосвященника, и из него зажигали менору восемь дней — пока не было изготовлено новое масло».

Чего ради эллины бросились осквернять масло в еврейском Храме? Но если они хотели, чтобы менору не зажигали, то проще всего было разбить все кувшины, а масло — разлить по земле. Но все кувшины они оставили в целости, а само масло осквернили. Получается, что они были знакомы с еврейской Торой — с такими сложными для человеческого разума понятиями, как ритуальные чистота и нечистота?! А если так, то они должны были знать, что в случаях, касающихся всего еврейского народа, запрет совершать богослужение в состоянии ритуальной нечистоты теряет свою силу. То есть менору можно зарядить нечистым маслом и зажечь, как всегда. Выходит, эллины как раз и хотели, чтобы евреи зажгли менору с нечистым маслом!

Ключ к объяснению мы находим в учении хасидизма, утверждающем, что вся борьба Хасмонеев с эллинами имела духовный характер, а то, что происходило в сфере материальной, было лишь ее отражением.

Масло — это символ мудрости. Так говорит каббала, и то же самое сказано в Талмуде[2]: что в тех людях, которые привыкли употреблять в пищу оливковое масло, часто можно обнаружить мудрость. Однако есть мудрость — и есть мудрость. Есть мудрость человеческая — и есть мудрость Б-жественная, мудрость Торы. Это признают и неевреи: Тора — «она мудрость ваша и разумение ваше в глазах тех народов»[3]. А оливковое масло, что зажигали в храмовой меноре, символизирует именно мудрость Торы.

Понятия «чистота» и «нечистота» в духовном плане — выше возможностей разума человека. Он не может постичь, что разделяет чистоту и нечистоту. Рамбам[4] пишет об этом совершенно недвусмысленно: «Открыто и ясно, что понятия скверны и чистоты — вердикт Писания, а не из вещей, о которых ум человека выносит суждение, и они — из числа хуким (то есть таких законов Торы, смысл которых априори недоступен разуму человека)».

Именно это эллины принять не могли. То, что в Торе содержится очень глубокая мудрость, они признавали охотно, но отношение к Торе как к чему-то превышающему рамки человеческого интеллекта они яростно отвергали. Понятие чистоты применительно к мудрости Торы было им чуждо и представлялось абсолютно недопустимым, и против него они вели войну, применяя любые средства. Они ставили своей целью полностью искоренить в народе Израиля представление о Торе как о воплощении Б-жественной, чистой мудрости.

Вот потому-то они и не вылили масло, олицетворяющее мудрость Торы. Они не были против мудрости как таковой — в том числе и против мудрости («масла») Торы. Они требовали только, чтобы эту мудрость евреи признали рациональной, и желали использовать и ее для распространения и утверждения своей культуры, своего мировоззрения — чтобы менора горела «светом» эллинской «премудрости». Поэтому им было крайне важно, чтобы масло, горящее в меноре, было не таким, какое требует Тора, а соответствовало их собственным представлениям. Нельзя было допустить, чтобы свет меноры был связан с чем-то иррациональным. И чтобы добиться этого, они осквернили все масло в Храме.

Но как они это сделали? Они дотронулись своими руками, человеческими руками до всего чистого масла — то есть до чистой мудрости Торы.

 

«Скверна эллинизма» более изысканная

Примеси «скверны эллинизма» к Торе имеют различные формы. Когда на Тору глядят так же, как на любое произведение человеческого разума, — это низшая из степеней. Здесь «скверна эллинизма» — совершенно явная и грубая. Более высокая степень — когда, в принципе, соглашаются, что Тора дана с Небес и что она выше границ человеческого интеллекта, но все же пытаются согласовать ее с разумом человека.

Иллюстрацией может служить продолжение молитвы «Аль а-нисим». После слов «заставить забыть Тору твою» сказано: «...И увести от законов (хуким), данных волей Твоей».

Хуким, то есть тот разряд заповедей, смысл которых априори скрыт от разума человеческого — такие, как все законы, связанные с ритуальной нечистотой и способами очищения от нее, запрет есть некошерную пищу и надевать одежду, сотканную из нитей шерстяных и льняных вместе, — вызывали у эллинов особую ярость. Поэтому именно против исполнения хуким оккупанты-эллины вели особенно жестокую войну.

Убедившись, что еврей предпочитает умереть, но не отказаться от исполнения хуким, эллины избрали иной, более хитрый путь. Они согласились и на хуким: пусть евреи себе на радость совершают действия, с точки зрения человеческого разума совершенно бессмысленные — но при непременном условии: не упоминать, что эти законы даны волей Всевышнего. Пусть евреи воображают, что и в хуким есть какой-то скрытый смысл, недоступный для них, пусть утверждают, что их исполнение хуким тоже подчиняется какой-то логике, — но только не поминать «иго Небесной Монархии», не проповедовать необходимость беспрекословного подчинения приказам их Б-га!

Выполнение повелений Всевышнего так, как солдат выполняет приказ командира, — без раздумья, с полной самоотдачей вплоть до самопожертвования, — вот что хочет искоренить «скверна эллинизма» в своей самой тонкой, изысканной форме.

 

Со «скверной эллинизма» не борются с помощью слов

Как же победить «скверну эллинизма» и освободиться от ее влияния?

Ответ на этот вопрос дает Гемара, сообщая, что найденный Хасмонеями кувшинчик с маслом «был оставлен с печатью первосвященника». Со «скверной эллинизма» невозможно померяться силами интеллекта — потому что как раз этого-то эллины и хотели: приучить евреев питать великое доверие к своему разуму и все-все — в том числе и Тору — водружать на его основу. Как хорошо ни будет соображение и как глубоки ни будут аргументы, прибегнуть к ним — значит пойти на поводу у эллинов, наших заклятых врагов. Есть лишь один способ: бороться с помощью «печати первосвященника».

 

Что это означает практически?

Учение хасидизма объясняет, что в плане духовном каждый еврей — «первосвященник». Имеется в виду сущность его Б-жественной души, посредством которой он соединен с Всевышним, безраздельная вера, превосходящая границы разума и здравого смысла. Этот «канал связи» никто не в состоянии «перекрыть»: ни один еврей ни в какой миг своей жизни не теряет его. И вот эту-то самую сущность еврейской души надлежит пробудить на войну со «скверной эллинизма».

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].      Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, лист 21б.

 

[2].      Менахот, 85б.

 

[3].      Дварим, 4:6.

 

[4].      Мишне Тора, Законы о видах микве, 11:12.