[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2012 КИСЛЕВ 5773 – 12(248)

 

Что видно в «Зеркале»?

Денис Ларионов

Недавно появился сайт журнала «Зеркало» — и практически тут же был, вместе с самим журналом, включен в шорт-лист премии имени Андрея Белого. Это справедливо: на сайте множество интересных (а в некоторых случаях — и просто «бесценных») материалов, посвященных истории русской культуры последних десятилетий и литературному Израилю 1990–2000-х. Вероятно, появление сайта приведет со временем и к обновлению формата журнала, например к расширению диапазона поэтических подборок.

В двух последних — сдвоенном 37/38-м и одинарном 39-м — номерах журнала важное место занимают интервью: с Сашей Соколовым и издателем концептуалистской литературы Германом Титовым. В обоих случаях мы имеем дело с фигурами, для которых мифологизированное прошлое является важнее противоречивого и с трудом поддающегося описанию настоящего. Интервью с Соколовым — своего рода штрихи к портрету: автор еще раз рассказывает о своих «университетах» (от журфака МГУ до Тель-Авива) и художественных ориентирах и вкусах. И если по отношению к собственной биографии мифологизация (название интервью — «Я всю жизнь выбираю лучшее. Чаще всего — бессознательно…» — говорит само за себя) вполне оправданна, то вкусы (вернее даже сказать — запросы) классика иногда поражают. Помимо бесспорных Александра Гольдштейна и Михаила Шишкина, Соколов восхищенно отзывается о книге «Дом, в котором…» Мариам Петросян, этом образце современного китча, а стиль Андрея Платонова называет «корявым». Не вызывают у него интереса Владимир Сорокин и Павел Пепперштейн, намеренно использующие «стертый» язык. Соколов задает тексту такие рамки, что не каждый в них протиснется, а его апелляция к стилю казалась анахроничной еще в начале 1990-х. Но тогда она шла в связке с только что ставшим известным в России автором, в скором времени «живым классиком» и т. д. Градус ожиданий был колоссальным — и не оправдался. Теперь же высокомерные (и путаные) суждения Соколова отдают провинциальностью, вполне подходящей для ездока по официальным мероприятиям, в которого превратился великий прозаик. Очень хочется, чтобы его высказывания не бросили тень на три грандиозных текста — «Школу для дураков», «Между собакой и волком» и «Палисандрию», — которые навсегда останутся в русской литературе.

В поэтической рубрике «Зеркала» выделяются тексты Юрия Лейдермана, чей цикл «Стихотворения для греческого театра и народные песни», вопреки обыкновению автора, записан «в столбик». Впрочем, это закономерно для Лейдермана, давно работающего с различными вариантами поэтической прозы, почти всегда посвященной исторической проблематике. Смыслы прошлого у него неизменно присутствуют в структуре настоящего: нужно только правильно подобрать «мелодию», чтобы воскресить их. История, всегда катастрофическая, слетает с языка современного акына и соединяется с медиа, вследствие чего получается интереснейший эффект (Лейдерман известен также как художник-видеоартист). Некоторая «аутичность» этих текстов позволяет сравнить их со стихами Леонида Шваба — несмотря на существенные отличия между двумя авторами. Также нельзя не отметить стихи Михаила Гробмана, который не потерял форму и чувство юмора.

Из прозаических текстов хотелось бы выделить отрывок из (анти) романа «Le Quai Convalesents» Александра Ильянена (другие фрагменты этого текста опубликованы в первом номере журнала «Русская проза» и «Митином журнале»), представляющего собой поденную, почасовую, поминутную запись «жизни и мнений» тоскующего петербургского интеллектуала. Упомянем еще архивную публикацию Игоря Холина «Бедная черепаха», а также блистательный рассказ Александры Петровой «Собачий день», соблюдающий баланс между «хорошим европейским письмом» и «трагической проблематикой» (в связи с чем вспоминаются тексты Маргариты Меклиной).

В «культурологическом» разделе журнала помещены важные статьи Лёли Кантор-Казовской «Второй русский авангард и западное художественное сообщество: 1950–1960-е годы» и Евгения Штейнера «Модернизм в детской книге Европы и Америки 1920–1930-х годов».

Как видим, «Зеркало» работает с широким жанровым и проблемным диапазоном. И это одновременно результат и залог долгого существования журнала.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.