[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2012 ЭЛУЛ 5772 – 9(245)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

2 хешвана 5715

<…> Более того — в нескольких классах светские предметы преподают раньше, чем религиозные, а ведь известны слова Ребе Цемаха Цедека[1], что «начало влияет на все продолжение»! Еще более нежелательные последствия от того, что мальчики и девочки учатся вместе даже в таком возрасте, когда это очевидно приводит к проблемам, и еще более — что среди учителей есть такие, которые не боятся Небес, и, само собой, это влияет на учеников и учениц.

А все ответы и объяснения сводятся к тому, что «в других местах еще хуже», к поиску виновных, к «я здесь ни при чем» и т.д. Очевидно, что уж ученики и ученицы в этом не виноваты совершенно, и ясно также, что осуществление сказанного «все вы живы сегодня» зависит от того, как осуществляется «единые вы с Г-сподом, вашим Б-гом»[2], и ясно также, что единство с Творцом достигается посредством Его Торы и заповедей, и нет иного пути для этого.

Уже известен пример с небольшим уроном, нанесенным ростку дерева, который приводит к неизмеримо более тяжким последствиям, чем сильное повреждение взрослому дереву. Пусть будет помощь Свыше, чтобы в сознании каждого из нас отпечатались слова Ребе Маараша[3]: «Невозможно обмануть Всевышнего, и также невозможно обмануть людей, можно обмануть лишь самого себя»! Пусть это поймут как можно раньше, и пусть это поможет достичь подлинных успехов в работе, общественной деятельности и, само собой, в частных делах. <…>

 

22 ава 5739

<…> Это письмо является ответом на письмо от 9 августа, в котором Вы спрашиваете о моем мнении о еврейском образовании для еврейских детей с отставанием в развитии. Вы описали ряд проблем, связанных с этим, а также нынешнюю политику Вашего медицинского учреждения.

Прежде всего, мне хотелось бы сделать существенное замечание: когда речь идет обо всех детях с отставанием в развитии купно, было бы в высшей степени нелепо предлагать какие-либо правила относительно них как единой группы. Если даже обычному ребенку, чтобы максимально раскрыть его потенциал, нужен индивидуальный подход, что уж говорить о детях со специфическими медицинскими проблемами.

Поскольку сказанное выше кажется мне очевидным, я полагаю, Вы имели в виду самые общие понятия, достаточно гибкие, чтобы позволить индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Это тем более верно, если, как Вы пишете, современному обществу не хватает ни персонала, ни материальных ресурсов, чтобы иметь возможность найти особый подход к каждому больному ребенку. Еще более грустно, что этой ситуации уделяется слишком мало внимания (если сравнивать с масштабом проблемы) и, соответственно, почти ничего не делается для того, чтобы привлечь необходимые ресурсы для решения накопившихся проблем.

Что же касается общих подходов, то я предлагаю следующее:

1. Социальный работник, учитель или кто-либо другой, работающий с таким ребенком, должен исходить из предпосылки, что отставание — временная проблема и что со временем непременно наступит улучшение, возможно даже весьма значительное улучшение. Этого подхода следует придерживаться, невзирая на вердикты и прогнозы врачей-специалистов. Смысл этого состоит в том, что подобное отношение является непременным условием, если мы хотим достичь серьезного успеха в работе с ребенком с отставанием.

Кроме того, с учетом огромных шагов, сделанных медицинской наукой, методологией и техникой, не может быть никаких сомнений, что и в этой области произойдет существенный прорыв в ближайшее время. Поэтому уверенность в том, что этот прорыв осуществим, придаст работе больше вдохновения, а также, будем надеяться, стимулирует дополнительные, более интенсивные изыскания.

2. Вышеозначенный подход важен с точки зрения работника и педагога. Не менее важно всячески поощрять самого подопечного — как словесно, так и характером обучения, — чтобы он чувствовал уверенность в себе, и не считал себя, не дай Б-г, безнадежным. Нужно, чтобы ребенок почувствовал, что его проблемы являются только временными и что благодаря целенаправленным усилиям инструктора и врача желанные улучшения вполне возможны и достижимы.

3. Не нужно объяснять, что при этом следует заботиться о том, чтобы не создавать преувеличенных ожиданий, давая несбыточные обещания, поскольку ложная надежда обернется глубоким и болезненным разочарованием, утратой доверия и другими нежелательными последствиями. Необходимо найти способ осторожно поощрять и давать стимул ребенку, не обнадеживая его несбыточным.

4. Хотя, насколько я знаю, до сих пор этого никто не делал, в рамках подобного подхода можно назначать некоторых подопечных на определенные командные позиции, например, капитанами спортивных команд и т.д. Разумеется, это нужно делать так, чтобы не вызывать ревности и зависти других детей. Чтобы этого избежать, можно назначать детей по старшинству, в соответствии с какими-либо достижениями, за примерное поведение.

5. Относительно усилий по созданию «коллективных домов» (специальных общин для людей с психическими проблемами). Этот вопрос, как Вы пишете, вызывает множество споров. Это неудивительно, поскольку есть много доводов «за» и «против». Тем не менее мне кажется, что общий подход в данном случае должен быть таким же, как к остальным школьникам и студентам, которые часть времени проводят в коллективе себе подобных — в школе, общежитии, летнем лагере и т.д., а часть времени — в кругу семьи. В любом случае, только в рамках индивидуального подхода и наблюдения можно выяснить, подходит ли подобный формат конкретному человеку.

6. Я уверен, что нет нужды долго объяснять: во всех случаях, когда речь идет о еврейских детях, необходимо принимать во внимание их специфически еврейские нужды. К сожалению, превалирует ошибочная точка зрения, что, поскольку мы имеем дело с детьми, чьи способности достаточно ограничены, то не следует «нагружать» их, сверх обычного в таких случаях образования, еще и еврейским. На мой взгляд, это ошибочный и вредный подход, особенно с учетом того, что ребенка не следует «зацикливать» на его проблемах.

Нельзя забывать, что речь идет о ребенке, родившемся в еврейской семье. У него, скорее всего, есть братья и сестры, кузены или друзья, которые получают еврейское образование и знакомы с законами еврейской жизни. Даже в американском обществе, где религиозные евреи не являются большинством, в жизни практически любого [еврейского] ребенка есть хоть немного еврейских впечатлений, хоть небольшой еврейский уголок. Поэтому, если ребенок с задержкой в развитии увидит или почувствует, что его лишили этого опыта, если он со временем узнает о своем еврействе, но будет лишен своей идентичности и своего наследия, это, скорее всего, будет для него тяжелым ударом.

С другой стороны, если ребенок будет получать еврейское образование и участвовать в еврейской жизни, причем не изредка и «в общем», но на постоянной основе — например, исполняя на практике отдельные заповеди, обычаи и традиции, — это со-здаст у него, на сознательном или бессознательном уровне, чувство причастности и вовлеченности. Со временем это подсознательное ощущение уверенности в себе перейдет на сознательный уровень, особенно если учитель будет развивать и культивировать это чувство. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].      Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон (Цемах Цедек), третий руководитель Любавичского движения.

 

[2].      Дварим, 4:4: «А вы, единые с Г-сподом, вашим Б-гом, все вы живы сегодня».

 

[3].      Ребе Шмуэль из Любавичей, четвертый руководитель Любавичского движения.