[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2012 ЭЛУЛ 5772 – 9(245)

 

Заповедано ли нам верить во Всевышнего?

Цви-Гирш Блиндер

Как всем известно, Всевышний требует от еврея соблюдения именно 613 заповедей. А вот откуда появилось это число? Ведь Тора не приводит — в явном виде — ни списка заповедей, ни указания на их количество. Является ли то или иное предписание Торы заповедью — таким обсуждениям посвящены многие дискуссии законоучителей. Попытки составить перечни заповедей предпринимаются начиная лишь с эпохи гаонов (VI–X века н. э.). Наиболее известный и авторитетный источник среди них — «Сефер а-мицвот» («Книга заповедей») рабби Моше бен Маймона, Рамбама.

Самуэль Бак. Вершина. 1976 год. Бостон, Массачусетс, США. Личное собрание художника

Свой перечень заповедей Рамбам открывает так: «Первой заповедью является данное нам повеление верить в существование Б-га, верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее, как сказано: “Я — Г‑сподь, Б‑г твой” (Шмот, 20:2; стих, с которого начинаются Десять заповедей)». Анонимный автор книги «Сефер а-хинух» («Книга наставления») также включает в свой список эту заповедь, выводя ее из того же стиха. Великий комментатор рабби Моше бен Нахман, Рамбан, также относит это повеление к числу заповедей. Он пишет: «…Нам была заповедана первая заповедь — принятие ига небес. То есть чтобы мы верили, что есть Творец, создающий все сущее, извлекающий его из полного небытия в то состояние, в котором оно находится… Он приказал нам верить в это, что является основой всей Торы» (Примечания к «Сефер а-мицвот», Запрещающие заповеди, 1).

И в книге «Зоар» (Райя меэймана, Вайера, 25а) сказано: «И узнаете, что Я — Г‑сподь, Б‑г ваш» (Шмот, 6:7) — в этом стихе содержится первая из всех заповедей», и далее «Зоар» поясняет, что эта заповедь состоит в том, чтобы знать, что есть в мире Высший Владыка, сотворивший весь мир — небо, землю и все, что их наполняет. Поскольку, в принципе, евреи и так это знают, добавляет «Зоар», они без труда могут перейти от этого общего знания к более частному: что «Г‑сподь — он Б‑г» (Дварим, 4:39). Имена Всевышнего, которые мы здесь переводим как «Г‑сподь» и «Б‑г», обозначают различные уровни раскрытия Б-жественного. Имя «Г‑сподь» ассоциируется с атрибутом Милосердия Творца и с распространением Его Бесконечного света. Имя «Б‑г» — с Его атрибутом Суда и с проявлениями в рамках сотворенных миров. Приведенный «Зоаром» стих из книги Дварим утверждает, что эти два измерения Б‑жественного — это не проявления различных сил, а именно единое целое.

Итак, мы ознакомились с мнениями авторитетных законоучителей, утверждающих, что вера в Б‑га — одна из 613 заповедей Торы. Однако, применяя несколько иной подход в рассуждениях, можно прийти к выводу, что такая заповедь попросту излишняя. Так, автор одного из первых перечней заповедей «Алахот гдолот», Бааг, считает, что в подобные списки следует включать лишь предписания Творца совершать (или не совершать) конкретные действия. В отличие от инструментальных установок, вера в Его существование, которое Он явил нам посредством знамений, чудес и раскрытия Своего присутствия у горы Синай — лишь источник всех остальных заповедей. В подтверждение приводится сказанное в «Мехильте»: «Как вы приняли Мое правление — так примите и Мои веления». Этими словами Всевышний как бы разграничивает принятие Его власти над нами (другая формулировка понятия «вера в Б‑га») и исполнение заповедей. Следовательно, заключает автор книги «Алахот гдолот», вера в Творца не может быть заповедью сама по себе. Рабби Саадья Гаон также не включает эту заповедь в свой перечень. Ведь заповедь, утверждает он, — это нечто такое, чего мы, может быть, и не стали бы делать, если бы нам это не было заповедано. Веру же нет необходимости заповедовать, поскольку еврей по своей природе и так верит в Б‑га.

Дон Ицхак Абарбанель в четвертой главе книги «Рош амана» приводит рассуждения раввина Хасдая Крескаса, который придерживался такого же мнения, что и Бааг: «Глубоко заблуждается тот, кто включает в число заповедей повеление верить в существование Всевышнего». Крескас предложил следующую аналогию для разъяснения понятия «заповедь». Предположим, есть два человека, состоящие в неких отношениях. Если один из них отдает какое-то приказание другому, то оно не выражает сути их отношений, а является лишь частным выражением связи между ними. Подобно этому вера связывает евреев с Создателем, являясь сутью наших «отношений» с Ним, а заповеди — это «приказы», которые Он нам отдает. Если включить в их число веру, то получится парадокс. Вера в существование Б‑га и есть сама по себе основа для соблюдения Его заповедей. Если мы сделаем саму эту веру одной из заповедей, получится, что вера — основа для повеления иметь эту самую веру! Замкнутый круг…

Так является вера в Б‑га заповедью Торы или нет? Ребе Цемах Цедек (рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, третий Любавичский Ребе) отвечает на этот вопрос с позиций хасидского учения («Мицват а-аманат Элокут» [«Заповедь веры в Б‑га»], «Дерех мицватеха» [«Путь Твоих заповедей»]).

Как объясняется в учении хасидизма, вера связывает человека с уровнем Бесконечного Б-жественного света, именуемым «Окружающий миры», даже более высоким, чем Хохма, Мудрость, высшая из сфирот, Б‑жественных атрибутов. Но есть и другой уровень — «Наполняющий миры», образующий мироздание. Вот его-то и возможно постигать усилием человеческого разума. Иными словами, хотя мы и не в состоянии «непосредственно» познать Творца, мы все же способны получить определенное представление о Его существовании.

Однако такое признание бытия Б-жьего нельзя называть «верой», поскольку верить можно лишь в то, что принципиально непостижимо разумом, существование же Творца, как мы только что сказали, постижимо — во всяком случае, на некотором уровне. При определенных обстоятельствах наше осознание присутствия в мире направляющей творящей силы может быть настолько сильным, что вправе рассматриваться как непосредственное видение.

Как упоминалось выше, Рамбам и автор книги «Сефер а-хинух» выводят заповедь верить в Б‑га из стиха: «Я — Г‑сподь, Б‑г твой». Другие законоучители, однако, считают, что в этом стихе содержится повеление познавать Б‑га, что открывает новую тему для дискуссий: есть ли необходимость в такой заповеди? Можно предположить, что если Его существование очевидно, то в такой заповеди нет необходимости. Но здесь речь о другом: она подразумевает глубокое и сосредоточенное размышление о природе Творца, а не внешнее и поверхностное знание. Тем более что Тора также предупреждает нас: «Берегись, чтобы не забыл ты Г‑спода, Б‑га твоего» (Дварим, 8:11), подразумевая, что мы не должны упускать из внимания осознание существования Творца.

Цемах Цедек затрагивает принципиальный вопрос: а как вообще возможно познать существование Б‑га?! Ведь в книге «Зоар» прямым текстом сказано: «Разум наш не способен даже прикоснуться к Тебе» (Тикуней Зоар, 17а — отрывок «Патах Элияу») — то есть сотворенные существа лишены возможности постичь Его своим разумом и пониманием. Он объясняет это, основываясь на формулировке Рамбама: существование Творца постижимо, в отличие от Его сущности.

Тем не менее то, что наше постижение Творца ограничивается лишь Его существованием как таковым, не обесценивает его. Да, подлинное постижение Творца способно принести наслаждение, не сравнимое с тем, которое приносит познание Его проявлений в нашем мире. Однако и последнее тоже может принести человеку наслаждение — похожее на то, которое испытывает богач от знания о своем богатстве, хотя он и не видит его постоянно пред собой…

Вера, будучи иррациональной, не имеет столь продолжительного и устойчивого воздействия на человека. Вследствие этого она может привести даже к определенному «раздвоению личности», как отмечают мудрецы: «Вор, сидящий в подкопе, просит Всевышнего о помощи» (Талмуд, Брахот, 63а) — он искренне верит во Всевышнего и в то, что Тот может ему помочь в деле, являющемся прямым нарушением Его воли! Такое возможно потому, что вера — коах макиф, «окружающая сила», — неподвластна разуму. Поэтому поведение верующего человека может быть алогичным и непоследовательным.

Нам заповедано как постигать Творца, так и верить в Него. В первом случае речь идет о Его принципиально постижимых проявлениях, а во втором — обращаясь душой к тому, что выше возможностей нашего разума. Этот вывод примиряет изложенные выше позиции законоучителей. Бааг считает, что вера в Творца не может быть вменена человеку в обязанность, поскольку знание о Его существовании является самоочевидным. Поэтому он и считает неуместным включать ее в число заповедей Торы. Рамбам не станет спорить с тем, что человек может без особого труда осознать Его существование. Но, по его мнению, нам заповедано, с одной стороны, постоянно углублять свои знания о Нем, а с другой — верить в те аспекты Его существования, которые неподвластны человеческому уму. Автор книги «Сефер а-хинух» формулирует это так: познавать то, что может быть познано, и верить в то, что познано быть не может.

Постижение и вера в совокупности дают возможность полностью реализовать потенциал отношений человека с Создателем. Тора повелевает нам использовать оба пути в служении Ему. И постижение Творца, и веру в Него уместно включить в перечень заповедей.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.