[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2012 АВ 5772 – 8(244)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

 

Специфические проблемы

22 тамуза 5722

<…> Я надеюсь, что вы получили мое предыдущее письмо, написанное Вам и Вашей супруге. Это был ответ на Ваше письмо от 9 тамуза, в котором Вы спрашивали, каков закон относительно сефардского произношения во время изучения Торы и молитвы.

Несмотря на то что обычно я не отвечаю на вопросы по законодательству, на которые может ответить любой ортодоксальный раввин, в данном случае я решил сделать исключение. С точки зрения закона нет никаких проблем с сефардским произношением. Сам факт, что наши братья-сефарды традиционно учат Тору и молятся в соответствии с этим произношением, тому свидетельство.

Однако, когда речь идет об обучении детей, необходимо избегать путаницы. Поэтому должно быть выбрано какое-то одно произношение, чтобы не возникала ситуация, при которой некоторые слова читаются в соответствии с одним произношением, другие — с другим.

Когда речь идет о детях из ашкеназских семей, которые молятся в ашкеназских синагогах, многие учителя, исходя из педагогических соображений, возражают против того, чтобы знакомить их с сефардским произношением, во избежание путаницы. Единственное преимущество изучения сефардского произношения состоит в том, что, если когда-нибудь эти дети окажутся в Израиле, где говорят на иврите в его сефардском варианте, им будет гораздо легче. Однако эти выгоды в далеком будущем не оправдывают путаницы, которая возникает сейчас.

Кроме того, в Святой земле есть научная лингвистическая школа, последователи которой полагают, что именно ашкеназское произношение является более аутентичным, тогда как сефардское возникло позже, в результате различных [внешних] влияний. По вполне понятным причинам мнения этих ученых не слишком известны.

Еще одно соображение: утверждение, что сефардское произношение в конце концов объединит всех евреев, совершенно безосновательно, поскольку даже среди самих сефардов распространены несколько вариантов произношения и акцентов. <…>

 

 

Без даты

<…> Вы спрашиваете, на каком языке лучше всего учить детей Торе.

На мой взгляд, основное внимание следует уделять тому, чтобы научить детей богобоязненности, а также любви к изучению Торы и исполнению ее заповедей. Если какой-либо язык будет лучше способствовать увеличению богобоязненности детей — замечательно. В любом случае, не дело менять язык обучения посреди учебного года.

Если родители настаивают на определенном языке обучения, предложите им провести голосование и решить большинством голосов, каков будет язык обучения в каждом из классов.

Родители, о которых Вы пишете, считают очень важным изучение идиша. Однако они не понимают, что обязанность научить детей идишу лежит на них, а не на школе.

Что гораздо важнее, мне сообщили о плохом поведении учеников Вашей школы в те дни, когда нет школьных занятий. Они ведут себя совершенно недостойно! Мне кажется, родителям стоит оставить свою борьбу за идиш и сосредоточиться на более важных проблемах: научить детей произносить благословения, молиться, уважать учителей, родителей, дедушек и бабушек и, прежде всего, достойно вести себя в отношении других людей. <…>

 

17 тевета 5712

<…> Вы пишете, что занимаетесь с несколькими детьми, и просите благословения. Да будет воля Всевышнего, чтобы Вы преуспели в этом начинании, во всех его аспектах, и чтобы дети выросли богобоязненными хасидами, изучающими Тору! Вместе с тем я удивлен, что Вы оставили свое место — надеюсь, временно — в учреждениях Хабада, в то время как там есть работа, в особенности для тех, кто может трудиться в области воспитания.

Находясь вдалеке, трудно указать пальцем, каким образом Вам следует вернуться к работе в рамках Хабада и в особенности в сфере воспитания. Однако несомненно, что при серьезном размышлении, приняв во внимание все аспекты вопроса, Вы легко найдете способ продолжить свою деятельность в этой области, и, в соответствии с обещанием наших ребе, руководителей поколения, это увенчается несомненным успехом <…>

 

В дни Хануки 5715

<…> Я был рад получить Ваше письмо от 7 декабря и узнать о Вашем интересе к ешиве, о покупке нового здания и о надеждах на дальнейшие успехи.

Несмотря на то что Вас в первую очередь волнуют «внешние» проблемы, связанные с помещениями для ешивы, у Вас появились благоприятные условия, возможность задуматься о характере и аспектах деятельности подобного заведения. Вне всяких сомнений, внешние обстоятельства влияют на общее развитие образовательной организации, но вместе с тем никогда нельзя забывать, что является главным, а что второстепенным.

Главное в деятельности любого учебного заведения, и тем более ешивы, — это царящая в нем атмосфера. Поэтому я воспользовался предоставленной возможностью, чтобы обстоятельно поговорить об этом аспекте деятельности ешивы в Вашем городе. Прежде, однако, я считаю нужным сделать несколько предварительных замечаний, даже если мне придется говорить об общеизвестных вещах.

Как известно, любавичская ешива в Вашем городе была основана моим тестем, благословенной памяти. Как и любая работа на благо общества, эта требовала от него определенного самопожертвования, — однако самопожертвование было неотъемлемой составляющей всей его жизни и деятельности, с первых дней под властью большевиков в коммунистической России и до последних дней в Америке. Невзирая на опасность, грозившую его жизни в большевистской России, он распространял еврейское образование, опирающееся на принципы нашей святой Торы, по городам и весям России. Вы, несомненно, знаете о жестоких преследованиях, которым он подвергся в связи с этой деятельностью, завершившихся арестом и смертным приговором. Однако, милостью Творца, смертная казнь ему была заменена ссылкой, а затем он смог покинуть Россию и продолжить свою работу сначала в Латвии, а затем в Польше.

Прибыв в 1940 году в Америку, он пренебрег заботой о своем здоровье, расшатанном предыдущими испытаниями и сильно ухудшившемся во время войны, и полностью, душой и телом, посвятил себя делу развития религиозного образования в этой стране. В те дни это напоминало целину, однако многие институты, которые он создал тяжелым трудом, потом и кровью, пустили корни и, с Б-жьей помощью, расцвели. Любавичская ешива в Вашем городе — один из них.

Все религиозные люди, и евреи в особенности, твердо верят в бессмертие души. Думаю, не стоит объяснять, что ешива в Вашем городе крепко связана с его святой душой, и он желает, чтобы ешива продолжала действовать в соответствии со своим высшим предназначением, оставаясь такой, какой он ее создал и задумал.

После этого предисловия Вам легко будет понять мою боль и тревогу, вызванную известиями об изменениях, которые происходят в ешиве за последний год, — изменениях, чуждых ее характеру и вредных для учеников. Назову лишь несколько наиболее серьезных:

1.Основная задача еврейского образования — воспитать ребенка, мальчика или девочку, так, чтобы он вел как можно более достойную жизнь как в религиозном, так и в морально-этическом плане. Совместное обучение отнюдь не благоприятствует достижению этой цели, напротив, это шаг в противоположном направлении. Моральное состояние нынешней молодежи — болезненная тема для разговора. Даже нееврейские педагоги все больше осознают вред совместного обучения. Статистика — далеко не полная, поскольку, по понятным причинам, многие факты не публикуют и даже не регистрируют, — свидетельствует о моральном падении, к которому приводит совместное обучение.

Поэтому один из основополагающих принципов наших учебных заведений — никоим образом не допускать совместного обучения. И мне больно слышать, что ешива в Вашем городе решила не следовать этому принципу. Тем самым ее руководство взяло на себя смелость «пробить брешь в крепостной стене», защищающей нравственность и чистоту детей. Это серьезная ошибка, которую трудно исправить. И она может нанести непоправимый ущерб, Б-же упаси.

Излишне объяснять, что в данном случае не релевантны соображения экономии, утверждения, что раздельные классы для мальчиков и девочек обходятся дороже. Речь идет о вещах, жизненно важных для будущего детей. Если речь идет о будущем хотя бы одного ребенка, деньги не имеют значения. Как говорили наши мудрецы, «тот, кто спас одну душу, спас целый мир»[1].

Мне известен довод, что другие [еврейские религиозные] учебные заведения допускают совместное обучение и что многие известные раввины не возражают против этого. Эти доводы не убеждают даже тех, кто их приводит, и будут тем более бесполезны, когда через несколько лет юноша или девушка, продукт этой системы, укажет на нас обвиняющим перстом и спросит со слезами: «Зачем вы разрушили мою жизнь?» Даже если это будет лишь единичный случай, нам не будет оправданий — а судя по сегодняшней статистике, таких случаев будет много.

2.Совершенно очевидно, что одна из основных целей еврейского образования — подготовить еврейского ребенка к жизни в обществе, где евреи являются меньшинством. Евреи всегда были немногочисленным народом, однако наша сила не зависела от численности. Наше предназначение — быть «царством священников и святым народом»[2]. Жизнь согласно нашей святой Торе — Торе Жизни, соблюдение ее заповедей в повседневности делало нас непохожими на другие народы. В этом источник нашей силы, это сохранило нас на протяжении веков.

Еврейское самосознание и справедливую гордость за наше предназначение следует воспитывать в детях с самого раннего возраста. Важность этого невозможно переоценить.

То, что мы живем в демократической стране и пользуемся полной свободой, делает еврейское самосознание еще более насущным, поскольку мы являемся меньшинством, а силы ассимиляции могущественны, как никогда.

Поэтому обязанность ешивы — избавить ребенка от комплекса неполноценности (из-за того, что он — еврей, живущий в нееврейском окружении), пока он не вырастет и не осознает, что демократия и свобода — это не плавильный котел ассимиляции, но нечто прямо противоположное — возможность для каждого найти свое место в обществе, пользоваться всеми правами, полноценно жить по законам своей веры, а для еврея — возможность исполнить свое предназначение. Кстати, это гораздо лучший способ заслужить уважение нееврейских соседей, чем попытки подражать им, отказавшись от своих устоев, религии и обычаев.

В соответствии с этим базовым подходом, во всех учебных заведениях, как созданных моим наставником и тестем, так и тех, на деятельность которых он смог оказать влияние, еврейские предметы изучают утром, тогда как светские — во второй половине дня. Помимо того что детский мозг гораздо более активен и восприимчив утром, этот подход должен дать ребенку понимание ценности каждого из этих предметов — или, иными словами, того, что Тора и еврейский образ жизни имеют первостепенное значение. Только так он начнет по достоинству ценить великое наследие еврейского народа, чтобы с гордостью и мужеством встречать любые трудности, с которыми ему придется столкнуться как еврею.

Поэтому мне больно слышать, что ешива в Вашем городе отказалась и от этого жизненно важного принципа и что, по крайней мере, в нескольких классах учебное расписание было изменено[3].

3.Не нужно лишний раз подчеркивать, сколь ограничено и, следовательно, сколь дорого время, которое ребенок может посвятить изучению еврейских дисциплин. Это требует того, чтобы каждое мгновение, когда ребенок находится в ешиве, было использовано по максимуму. Соответственно, всему, что может привести к бессмысленной трате времени, в ешиве не место. Даже если бы речь шла только о потере времени, которое можно будет восполнить в более зрелом возрасте.

К сожалению, речь идет не только об этом — потеря драгоценного времени приводит к пробелам в образовании и воспитании, которые, скорее всего, уже не удастся восполнить.

Я имею в виду использование методики «иврит бе-иврит»[4], когда иврит используется как единственный язык преподавания, и связанной с этим потерей времени и сил.

Метод «иврит бе-иврит» возник на волне антирелигиозного движения, кульминацией которого стала так называемая Хаскала[5], мостившая дорогу для массовой ассимиляции. Предпосылки, на которых изначально был основан этот метод, давно дискредитированы. Даже нерелигиозные преподаватели признают, что этот метод приводит к непродуктивной трате времени, когда детское время и внимание безжалостно тратятся на то, чтобы научить ребенка нескольким примитивным фразам и выражениям на иврите, которые тот немедленно забывает. Тем не менее, исходя из соображений, которые очевидно не связаны с интересами еврейского образования, некоторые круги продолжают настаивать на этой методике.

Вам нетрудно будет представить, как больно мне было слышать, что в некоторых классах ешивы решили преподавать в соответствии с этим методом.

Есть еще несколько моментов, нуждающихся в исправлении, однако трех вышеперечисленных достаточно, чтобы задуматься о том, какие важные вещи оказались под угрозой.

Еще раз повторю: мне известны обычные доводы, которые приводят, чтобы «оправдать» эти вещи и даже объявить их достоинством. Однако это никак не уменьшает реально причиняемый ущерб. Даже лучшие педагоги не всегда могут до конца оценить долговременный эффект, который кажущиеся мелкими и незначительными явления оказывают на детское развитие. Маленький ребенок подобен семени или молодому саженцу — малейшая царапина может впоследствии разрастись до непропорциональных размеров, деформировав будущее растение. Аналогичным образом любая попытка исправить недостаток воспитания ребенка обладает огромной ценностью.

Велик потенциал того, кому Провидение дало возможность влиять на образовательные учреждения, особенно те из них, которые основаны Ребе, лидером народа Израиля. Поэтому огромная заслуга — добиться того, чтобы ешива исполняла свое предназначение. От этого зависит не только будущее сотен ее учеников, но и судьба такого же количества [будущих] еврейских семей. Необходимо позаботиться об их благополучии, духовном и материальном.

В заключение хочу сказать: речь не идет о попытке навязать целой общине определенную идеологию или политику. Я был вынужден обратить Ваше внимание на перечисленные выше проблемы, руководствуясь чувством долга, поскольку речь идет о вещах, жизненно важных для сотен или даже тысяч моих братьев, а также глубоким убеждением, приобретенным благодаря многолетнему опыту и участию в трудах моего наставника и тестя, Ребе. Я знаю, что все можно исправить, это всего лишь вопрос желания и решимости. То, что было потеряно, достойно сожаления, но, как гласит пословица, о прошлом плакать бесполезно. Будущее же, напротив, находится в руках тех, чей долг и право — позаботиться о судьбе ешивы.

Я искренне и от всего сердца надеюсь, что все, что требует исправления, будет безотлагательно исправлено, особенно в отношении трех проблем, упомянутых в моем письме. Я буду признателен, если Вы успокоите мое сердце хорошими новостями. Удовлетворение, которое почувствует при этом праведная душа основателя[6] [ешивы], несомненно, принесет Вам и всем, кому небезразлична судьба ешивы, много радости, счастья и успехов во всех начинаниях, материальных и духовных. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].      Мишна, Сангедрин, 5:4.

 

[2].      Шмот, 19:6.

 

[3].      Светские предметы были передвинуты на утро, а религиозные — на вторую половину дня.

 

[4].      Метод «иврит бе-иврит» был предложен в 1898 году преподавателем и лингвистом Ицхаком Эпштейном (1863–1943), стоявшим у истоков возрождения иврита в Земле Израиля. Предложенная им методика преподавания полностью исключала использование иного языка в ходе преподавания иврита. Родившийся в традиционной семье, одессит Эпштейн впоследствии порвал с религией и возглавлял несколько учебных заведений, в том числе педагогический колледж имени Левинского в Тель-Авиве.

 

[5].      Хаскала — общественное течение, возникшее в конце XVIII века. Хаскала выступала против культурно-религиозной обособленности еврейства и видела в усвоении светского европейского образования и образа жизни залог улучшения положения еврейского народа.

 

[6].      Шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца).