[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2012 СИВАН 5772 – 6(242)

 

БЕСКОМПРОМИСсНОСТЬ любви

Адин Штейнзальц

Он очень редко покидал свою резиденцию в Бруклине, на Истерн Парквей, 770. Его жизненный ритм годами оставался неизменным: личные аудиенции, затягивающиеся далеко за полночь, ответы на тысячи писем, в субботы и праздники — публичные выступления и беседы. Деловой совет, наставление, ответы на вопросы, необходимую информацию, идеи — каждый получал от него то, в чем нуждался, и не только соратники и приверженцы, но и люди «со стороны», обращавшиеся к нему со всех концов земли. Впрочем (и это подчеркивают все, кому довелось общаться с Ребе), для него не было «посторонних», его внимание и радушие никогда не были избирательными.

Любавичский Ребе — Менахем-Мендл Шнеерсон на похоронах ребецн Хаи-Мушки. 10 февраля 1988 года

Почти полвека Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, человек необычайных душевных качеств и феноменальных способностей, возглавлял Хабад, Всемирное движение любавичского хасидизма. На протяжении всего этого времени он вел беспрерывную, упорную и настойчивую деятельность — без единого дня на отдых, без права на усталость. В 1951 году, когда он еще не был известен широким кругам еврейской общественности и согласился принять титул «ребе», руководителя хасидской общины, его личность представляла собой настоящую загадку даже для многих последователей Любавичского движения. С одной стороны, он был зятем предыдущего, шестого, Любавичского Ребе, Йосефа-Ицхака Шнеерсона, его доверенным лицом и, как все лидеры этого хасидского направления, прямым потомком Алтер Ребе — рабби Шнеура-Залмана из Ляд, основателя династии. С другой стороны, он был представителем лишь седьмого поколения и относился к боковой ветви этой славной семьи. Впрочем, «все седьмые — особенно дороги» (Ваикра раба, 29:11).

В начале 1940-х, чудом бежав из оккупированной Франции в США, рабби Менахем-Мендл возглавил руководство образовательной сетью любавичских хасидов, а также систему социальной помощи и книгоиздательство. Но и в этот период подавляющему большинству хасидов было известно о нем лишь то, что этот необщительный, крайне собранный и организованный человек — блестящий знаток Торы, за плечами которого были не только многие годы постижения священных текстов, но и Берлинский университет и парижский Политехнический институт. Лишь через год после ухода из жизни тестя, после столь же долгих, сколь и настойчивых уговоров, вопреки собственному желанию, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон согласился принять на себя обязанности руководителя Хабада. И практически сразу всем стало ясно, что эта уникальная личность способна направить деятельность Любавичского движения в совершенно новое русло.

Ребе продолжил дело, начатое его предшественником, который доказал всему еврейскому миру, что Любавичское движение, уже пустившее могучие корни на новом, Североамериканском континенте, обладает гигантским потенциалом. Под руководством нового Ребе оно революционным образом изменило свое место в еврейском мире: в лице любавичских хасидов ортодоксальное еврейство впервые перешло от обороны, от попыток сохранить осколки рухнувшего традиционного мира к экспансии — широкому распространению идей хасидизма, еврейского образа жизни, традиционных ценностей среди ассимилирующихся евреев, теряющих связь с иудаизмом. Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, значительно расширив и углубив начатую его предшественником деятельность эмиссаров — шлухим, способствовал взрывному развитию Хабада, интенсивному росту численности его сторонников и беспрецедентному влиянию на общины всего мира. Однако невиданное доселе распространение Хабада в разных странах мира среди евреев всех общин, говорящих на различных языках, — лишь одна из сторон его разнообразной деятельности.

Ребе своим личным примером оказал ощутимое влияние на уклад и образ жизни любавичских хасидов всего мира. Хабадники не ищут лазеек, стараясь «облегчить себе жизнь» в вопросах исполнения заповедей Торы: в этом отношении они столь же ригористичны, как и приверженцы крайне ортодоксальных кругов иудаизма. Однако бескомпромиссность в этих вопросах — и не только по отношению к самим себе, но и по отношению к другим — не вызывает отторжения или неприятия у тех евреев, кто делает свои первые шаги в иудаизме и стремится вернуться к собственным корням. Поскольку к любому из них любавичские хасиды относятся с пониманием и терпением, их деятельность лишена высокомерия или ненависти к кому бы то ни было. Два наиболее характерных качества подлинного хабадника — это бескомпромиссность в отношении принципов иудаизма, с одной стороны, и безграничное уважение ко всем людям, даже к наиболее непримиримым противникам, — с другой.

Многогранность и разносторонность личности Ребе проявилась также и в том, что он стал одним из величайших учителей еврейского народа для нескольких последних поколений. До сего дня нескончаемым потоком продолжается публикация его наследия. Его комментарии и алахические решения, дневниковые записи и письма, беседы и провидческие высказывания влияют не только на тех, кто считает себя любавичским хасидом, но и, прямо или косвенно, на жизнь всех общин, всех евреев.

Ни для кого нет сомнений в том, что «целевой группой» для Ребе являются не столько хасиды, сколько еврейство как таковое, «сообщество Израиля». Именно этот подход принципиально отличает Ребе от многочисленных руководителей различных направлений религиозного еврейства. Ребе принимал во внимание не только интересы общины — хотя его активность и на этом поприще оставалась более чем несомненной и очевидной, — но полностью посвятил себя решению проблем и широкомасштабной поддержке всего мирового еврейства. Несмотря на то что такие проблемы неизбежно были связаны с различными политическими аспектами, высказывания Ребе и здесь удивляли не только своей бескомпромиссностью, но и максимальной корректностью и тактом; таким образом, ему практически всегда удавалось избегать любого отождествления с теми или иными политическими сферами или группировками.

Мы свидетели чуда: деятельность Ребе не только не завершилась, но продолжает расширяться день ото дня. Можно по-разному объяснять этот феномен, но факт остается фактом: все его начинания лишь развиваются и крепнут. Главным итогом его деятельности стало то, что Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон осуществил переход от руководства движением к руководству еврейским народом в целом, став образцом — пока что недосягаемым — подлинного главы Израиля.

 добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.