[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2012 СИВАН 5772 – 6(242)

 

Анатолий Равикович. Смешной еврей

8 апреля в Санкт-Петербурге умер артист Анатолий Равикович.

У Равиковича на удивление гладкая биография — на первый взгляд. Более 60 ролей в кино и на ТВ, 25 лет работы в Театре им. Ленсовета в пору, когда этот театр был одним из ведущих в стране, и многолетний счастливый брак, который дал в свое время повод для сплетен и изрядно подпортил артисту жизнь. И не хочется думать о том, что любовь пришла в сорок, звездная роль в кино так и осталась единственной, а из родного театра пришлось уйти. Впрочем, актер повторял, что доволен всем, кроме здоровья.

Он родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде и прожил в этом городе всю жизнь. Актером стал случайно: ребенком, чтобы завоевать расположение «дворовых», пародировал кино-артистов. Как-то его концерт увидела мама, в молодости мечтавшая о сцене. И отвела сына в драмкружок.  В 1954 году Равикович поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино. Поступление вышло громким: титулованные экзаменаторы — Райкин, Черкасов, Меркурьев, Хохлов — вынуждены были слушать бесконечный вой, в котором с трудом угадывалось «По долинам и по взгорьям». Репертуар абитуриенту подсказали «Владимир Иванович» и «Константин Сергеевич» — два старшекурсника, решивших поиздеваться над недотепой-абитуриентом. Все как в славном фильме «Приходите завтра», про Фросю Бурлакову, — так острили студенты в те времена.

После четырех лет в провинции Равикович попал в труппу к Игорю Владимирову, в которой уже блистала Алиса Фрейндлих. В партнерстве с ней Равикович сыграл первые громкие роли — в спектаклях «Укрощение строптивой», «Малыш и Карлсон», «Люди и страсти», «Интервью в Буэнос-Айресе» и др. В 1970-х годах в труппу театра пришли молодые Михаил Боярский, Сергей Мигицко, Ирина Мазуркевич. Разница в возрасте с Ириной больше чем в 20 лет и «несвободный» семейный статус ничего не изменили: между Равиковичем и Мазуркевич начался «служебный роман», закончившийся свадьбой.

Несмотря на положение премьера в одном из лучших театров СССР, в кино Равикович играл исключительно эпизоды. Смеясь, артист пояснял: с его фамилией и внешностью нельзя играть ни сталевара, ни колхозника, ни хорошего милиционера. Максимум — мелкого мафиози или гинеколога, а они главными героями не бывают. «Я ведь смешной еврей», — говорил он. О существовании артиста Равиковича страна узнала, только когда на экраны вышли «Покровские ворота» Михаила Козакова. Прозвище «Хоботов» прилипло к Равиковичу до конца дней. Сам же он относился к этой работе сдержанно, утверждая, что «сыграл бы позаковырестей», да Козаков не разрешил. И как же актера обижало, что его самого частенько отождествляли с мямлей Хоботовым. Героем Анатолий Юрьевич себя никогда не считал, но однажды врезал-таки по морде пьяному, поинтересовавшемуся, когда этот зануда-очкарик «свалит в свой Израиль». «И уж издеваться над любимой женщиной я никому бы не позволил», — добавлял он.

В конце жизни Равикович под давлением жены написал книгу, в которой вкусно и весело рассказал о своей жизни в послевоенном Ленинграде, работе в театрах и в кино. Книгу назвал категорично: «Продолжения не будет». Его пытались уговорить писать еще, он отнекивался. Правда, оговорился, что готов взяться за «Больничные рассказы», — за время, проведенное в больницах, накопилось много сюжетов. Но на них времени не хватило.

Майя Волчек

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.