[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2012 ИЯР 5772 – 5(241)

 

Александр Лабас

Петербург, Государственный Русский музей, до 15.7

Александр Лабас.
Полет на Луну. 1935 год.
Из собрания ГТГ

Самолеты, дирижабли, метро, мотоциклы… Упоение 1930-х техникой было безграничным настолько, что фетишизации подвергалось все, что двигалось. Потому и названия картин Александра Лабаса (1900–1983) связаны с транспортом: «В кабине аэроплана», «Дирижабль и детдом», «Катер с новыми пассажирами». Притягивал и подземный мир: вероятно, мало кто еще рисовал так много метро и эскалаторы, как он.

Может показаться, что это бесконечный гимн машинам, апофеоз техники, столь свойственный годам индустриализации. Но у Лабаса технического хоть и много, но не движущимся механизмам в итоге определять поэтику его искусства. Фигуры людей, порой микроскопических размеров, неотделимы от техники. Утопия сверкает и переливается здесь всеми мыслимыми и немыслимыми формами.

Именно эта утопичность мышления и стала причиной изгнания Лабаса из художественной среды. Ученик Кончаловского и Машкова, один из основателей Общества художников-станковистов, в середине 1930-х он был обвинен в формализме и отлучен от выставок. «Прощение» наступило лишь в 1960-х, но к этому времени ничто уже не могло переломить вектор официального искусства, а следом и эстетические предпочтения публики.

В корпусе Бенуа показывают около 120 картин и рисунков художника, отобранных из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Бахрушинского музея, музеев Екатеринбурга, Иваново, Смоленска и Перми, а также собрания наследников Лабаса (в организации выставки участвовал Фонд содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса).

Благодаря электронному каталогу зрители смогут познакомиться и с послевоенным творчеством художника, недостаточно хорошо известным публике. В печатном же каталоге более 80 работ публикуются впервые.

 

Марк Шагал

Мадрид, разные площадки, до 20.5

Марк Шагал. Поэт, или Полчетвертого. 1950 год. Коллекция
Луизы и Вальтера Аренсберг.
Филадельфийский музей искусств

Сто шестьдесят девять произведений собрали на монографической выставке Шагала в испанской столице. Здесь представлены работы из музеев Франции, Бельгии и Германии, а также Музея Израиля в Иерусалиме.

Выставку подготовил Жан-Луи Пра, президент Комитета Шагала, долгие годы руководивший знаменитым Фондом Мэг (Fondation Maeght) вблизи Ниццы. Она разбита на две части. Одну показывают в крупнейшем частном собрании страны, музее Тиссен-Борнемиса, расположенном неподалеку от Прадо. Здесь представлены работы дореволюционного и парижского периодов, годы жизни в Витебске, а также во Франции перед эмиграцией. Другая часть выставки открыта в залах фонда Caixa, где представлен американский период творчества Шагала, его эволюция как художника в послевоенное время, керамика и созданные им книги.

На выставке показаны, в частности, его библейский цикл из ста офортов, созданный по заказу Анри Воллара (перед началом работы Шагал совершил путешествие в Палестину), и работы, вдохновленные современными поэтами, от Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера до Анри Бретона и Луи Арагона.

Специально для Мадрида были отреставрированы две картины художника, история их реставраций — отдельный сюжет выставки. Время работы выставочных площадок не совпадает, что удобно для публики: Caixa открыта на час дольше.

 

Люсьен Фрейд

Лондон, Национальная портретная галерея, до 27.5

Люсьен Фрейд. Портрет
Фрэнка Ауэрбаха. 1975–1976 годы. Архив Л. Фрейда

Эпиграфом к большой выставке Люсьена Фрейда стала цитата из самого художника: «Я всегда мечтал создать драму своими картинами, потому я и рисую людей. Это человек, который с самого начала привносит драму в картину. Простейшие человеческие жесты рассказывают истории».

Недавно ушедший из жизни Люсьен Фрейд (1922–2011; см. о нем: Лехаим. 2011. № 9) работал в разных жанрах. Но главным в его наследии остаются портреты. Они и оказались в центре внимания выставки в лондонском музее, который изначально питает склонность именно к портретам.

Среди 130 работ, отобранных из музеев и частных коллекций всего мира, есть несколько, еще никогда не выставлявшихся, показывают здесь и последнюю, незавершенную картину мастера.

Фрейду позировали не только родственники, но и королева, и коллеги-художники, такие, как Фрэнсис Бэкон, Дэвиж Хокни и Франк Ауэрбах. Но вряд ли эта блестящая серия портретов дает право говорить о Фрейде как о реалисте, пусть и с добавлением разных уточнений, типа «гипер» или «необычный». Погружение в суть человека не связано с изучением его тела, хотя без тела, как единственной видимой стороннему взгляду оболочки, в этом приближении к сути не обойтись. Кому, как не племяннику основателя психоанализа, было об этом знать.

Впрочем, телоанализ выглядит не менее эффектно.

 

«Додо. Жизнь в образах»

Берлин, Библиотека искусств, до 28.5

Додо (Дёрте Клара Вольф).
Кафе в висячем саду, на крыше здания в Веддинге (район Берлина). Иллюстрация для периодического сатирического журнала «Ulk»
(«Потеха»). 1929 год.
Частное собрание. Гамбург

Додо — псевдоним Дёрте Клары Вольф (1907–1998), ставшей одним из самых ярких журнальных немецких иллюстраторов 1920-х годов.

Она родилась в Берлине, городе, где состоялась ее профессиональная карьера и откуда была вынуждена эмигрировать в Лондон, где практически отказалась от всякой публичной арт-жизни.

На первой персональной выставке художницы показывают около 120 рисунков, созданных в разные периоды творчества. Самое интересное здесь — работы на тему моды и светской жизни для берлинской прессы конца 1920-х, времени, на которое пришелся пик в арт-карьере Додо. Не случайно именно Отдел моды берлинской библиотеки искусств подготовил эту выставку: художница училась искусству рисовать костюмы в известной школе Реймана. Эскизы ее собственных костюмов показывают сейчас в немецкой столице наряду с зарисовками уличных сцен, танцовщиц в кабаре, посетителей кафе.

Представлены и рисунки для еврейской периодики, выходившей в Германии после 1933 года (доступ в другие редакции после прихода к власти нацистов оказался для Додо закрыт), а также иллюстрации для сатирического журнала «Ulk», выходившего как приложение для пары газет. Его редактором после войны был Курт Тухольский, расширивший темы издания за счет еврейской проблематики. Сканы номеров «Ulk» за многие годы доступны теперь в Интернете по адресу: http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/ulk; они позволяют понять контекст, в котором работала Додо. Ее рисунки для журнала тоже похожи на карикатуры, чего стоит хотя бы едкий «Герой» 1929 года, изображающий сытого господина в пенсне, обнимающего юную красавицу.

Творчество Додо развивалось на стыке новой вещественности и ар деко. Оно обещало яркое будущее, но в ход вмешались история (эмиграция для художника редко оказывается плодотворной) и личные обстоятельства. Нервная жизнь заставила Додо посещать сеансы психоанализа в Цюрихе. Она влюбилась в своего психо-аналитика. Того не остановили этические запреты, запрещающие вступать в личные отношения с пациенткой, тем более состоящей в браке.

Бурный роман завершился разводом с первым мужем. Но новый брак продлился недолго. Через несколько лет Додо вновь вышла замуж за первого мужа, от которого у нее уже было двое детей.

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.