[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2012 НИСАН 5772 – 4(240)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

 

Выбор учебного заведения

Ученица женского педагогического училища «Бейт Ривка» в Кфар-Хабаде.
Начало 1950-х годов

 

11 адара 5703

<…> Некоторое время назад мы писали вам относительно создания <школы для девочек> «Бейт Ривка». К нашему удивлению, мы видим, что это предложение оставлено без внимания. От нашего друга реб Шмуэля Левина мы не услышали убедительных объяснений, почему этот вопрос должен быть отложен на столь долгий срок.

Каждый день задержки приносит ущерб, который невозможно будет возместить. Сколько девочек и молодых женщин могли бы стать <праведными еврейками>, соблюдающими Тору и ее заповеди. Они могли бы влиять на других, стать примером. Они, наконец, свидетельствовали бы о <позитивных> изменениях, которых можно достичь при помощи педагогической системы «Бейт Ривка»!

Это тем более верно в свете учения хасидизма. Если эта школа сможет побудить хотя бы одну девочку произнести на одно благословение больше, чем она произносит обычно, это свяжет девочку с волей Творца, а в духовных мирах такая связь остается вечной и неразрывной. Мы должны понять смысл этих слов. Впрочем, независимо от того, понимаем мы их или нет, Алтер Ребе свидетельствует, что это именно так. Кроме того, есть известное постановление Рамбама, что каждый человек должен рассматривать себя так, будто все его дела, добрые и злые, находятся в состоянии неустойчивого равновесия — и весь мир также пребывает в этом зыбком равновесии, поэтому одно доброе дело может склонить чашу весов к спасению <от гибели>[1].

До каких пор решение этого вопроса будет откладываться?

В мои намерения не входит упрекать или критиковать. Я просто удивлен, почему вопрос остается нерешенным. Я пишу Вам, чтобы Вы ответили на мой вопрос от имени всех любавичских хасидов <Монреаля>. <…>

 

20 ияра 5726

<…> Я получил Ваше письмо от 9 мая, где Вы пишете о своем сыне, его эмоциональном состоянии и т.д.

Вы совершенно правы, что его не следует забирать из ешивы и переводить в государственную школу. Те, кто считает, что подобные перемены будут способствовать улучшению душевного состояния, серьезно ошибаются, поскольку на любого еврейского ребенка (а в особенности на Вашего сына) это произведет обратный эффект.

Что же касается вопроса о еврейском учебном заведении, где ему было бы хорошо, то я советую вам навести справки в нью-йоркской «Тора у-Месора»[2] и других подобных организациях.

Когда Вы будете писать мне в следующий раз, пожалуйста, укажите еврейское имя Вашего сына, а так-же Ваше еврейское имя, как принято в подобных случаях, и я упомяну их в своих молитвах. <…>

 

7 адара 5728

<…> Наши мудрецы, благословенной памяти, дали нам возможность лучше понять подоплеку событий, кульминацией которых стал чудесный праздник Пурим. Они утверждают, что причиной приговора, грозившего еврейскому народу полным уничтожением, стал отход, под влиянием нееврейского окружения, от образа жизни, предписанного Торой. Более того, сам приговор был отменен лишь после того, как Мордехай собрал вокруг себя двадцать тысяч еврейских детей и с помощью изучения Торы поднял их на такой уровень готовности к самопожертвованию, что они предпочли бы смерть отказу от еврейства.

Связь между событиями тех времен и нашими днями очевидна. Разумеется, милость Всевышнего велика, и ныне нам не грозит (упаси Б-г!) опасность, некогда нависшая над нашими предками. Тем не менее состояние значительной части еврейской молодежи дает основания для серьезных опасений за их будущее.

Главная проблема современности — нехватка веры в Б-га, уверенности в Его помощи и моральной стойкости, обеспечить которые может лишь истинное еврейское воспитание в духе Торы. Оно — своего рода щит против духовных опасностей и разочарований, повсюду подстерегающих современную молодежь. Особенно в наши дни, когда все большее число наших детей попадает под тлетворное влияние среды, с ее преступностью, духом бунтарства, культурой хиппи и проч. Все это достигло неслыханных размеров и продолжает расти. В основе всех этих «болезней» современности — утрата верных пропорций между сердцем и разумом, эмоциями и интеллектом, неспособность (нередко — в силу отсутствия мотивации) отказаться от различных излишеств и опрометчивых поступков.

Поэтому воспитание, получаемое в ешиве, в наши дни более важно, чем когда бы то ни было. И речь здесь идет не только об образовании, но и о том, что знания должны представлять собой единое целое с ценностями нашей вечной Торы.

Как и все подобные учебные заведения, Любавичская ешива в Бостоне уделяет особое внимание важнейшему аспекту еврейского воспитания — достижению гармонии между умом и чувствами, согласно правилу «по природе своей мозг властен над сердцем»[3], которое является одной из основ учения Хабада, основоположником которого был Алтер Ребе, автор «Таньи» и «Шульхан аруха».

Это воспитание, начатое в самом юном возрасте, продолжается непрерывно по мере взросления, и в нем заложена готовность к самопожертвованию (читай: жертвовать своими желаниями!). Именно благодаря ему ребенок учится контролировать страсти и направлять свои стремления и желания в сторону святости, в результате чего возникает искомая внутренняя гармония между умом и чувствами — источник цельной и полной смысла жизни. <…>

 

5 ияра 5719

<…> Я получил письмо, в котором Вы сообщали о своей младшей сестре, которая вместе с семьей находится сейчас в Южной Африке, и о том, насколько правильно будет предложить ей пожить в отрыве от семьи, чтобы найти более качественное еврейское окружение и учебное заведение.

Если Ваша сестра, которой, как я понял, двенадцать лет, не слишком избалована и достаточно развита для своего возраста, я бы советовал послать ее учиться туда, где еврейское окружение и образование для еврейских девочек находится на более высоком уровне — например, в Монреаль или в Нью-Йорк, где живут друзья вашей семьи. <…>

Что же касается вопроса, как наилучшим образом использовать летние месяцы, то лучше всего посвятить часть времени совместной учебе с товарищем, а несколько недель — деловым поездкам в качестве представителя «Меркоз ле-инъёней хинух» или консультанта детского лагеря «Ган-Исраэль» <…>

 

2 элула 5717

<…> Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы рассказываете, что стоите на распутье и не можете решить, продолжить ли учебу в ешиве и, как следствие, жить в нищете, или <выбрать другой путь>.

Очевидно, что Вы должны продолжить учебу в ешиве. Если Вы полагаете, что подобное решение означает жизнь в бедности, то, даже если это действительно так и Вы впоследствии не найдете достойного заработка, каждый разумный человек знает: счастье в жизни зависит не от доходов, но от здоровья, душевного равновесия и т.д. Есть очень много хорошо зарабатывающих людей, которые с радостью променяли бы свои большие доходы на то, чтобы иметь немного больше душевного покоя и чуть-чуть больше смысла в своей пустой жизни.

Кроме того, одна из основ нашей веры в том, что Даровавший Тору и заповеди является Творцом мира, которым управляет, и Он содержит и дает пропитание всему живому. Вывод очевиден.

Да будет воля Всевышнего, чтобы Вас не обманули речи дурного начала и Вы продолжали бы уверенно следовать своим путем — столбовой дорогой Владыки мира, — настойчиво и прилежно изучая Тору и учение хасидизма. <…>

 

16 адара 5739

<…> Я получил Ваше недатированное письмо, в котором Вы пишете о ситуации с религиозным образованием в Вашей общине и о Вашей работе на этом поприще. Я очень рад, что вы посвятили себя деятельности, связанной с этой сферой. Не сомневаюсь, что Вы сможете сообщать мне хорошие новости о Ваших успехах в деле упрочения подлинного религиозного образования, равно как и во всех остальных областях, связанных с укреплением еврейства в Вашей общине.

Надеюсь, что у Вас был веселый, радостный Пурим, который некогда дал евреям «свет и радость, и веселье, и торжество»[4]. Мы просим Творца, чтобы то же самое произошло и «в наше время»[5], как в обычном, так и в символическом значении этих слов, в соответствии со словами «Тора — свет»[6].

Что касается Вашего вопроса, стоит ли Вам переехать в какое-нибудь другое место, — мне кажется, такие перемены посреди учебного года не пойдут на пользу детям. Кроме того, как мы уже говорили, у человека есть обязательства в отношении общины, в которой он живет. Ваша попытка улучшить собственное положение ничем не поможет оставшимся. Напротив, когда активный человек покидает общину, ситуация становится только хуже. Поэтому мне кажется, что в настоящий момент Ваш долг — удвоить усилия по улучшению ситуации с религиозным образованием в Вашей общине и отложить вопрос о переезде, по крайней мере, до конца учебного года. <…>

Студенты ешивы «Томхей тмимим» в Кфар-Хабаде. Начало 1950-х годов

 

3 элула 5721

<…> Отвечаю на письмо, отправленное в новомесячье элула, в котором Вы пишете о своем дне рождения, а также о месте учебы: о том, что Вы учитесь не в Кфар-Хабаде — из-за того, что, по Вашему мнению, там более низкий уровень образования.

Это вызывает у меня удивление, даже изумление, потому что я знаю Ваш дом как настоящий хасидский дом, в котором Вы получили соответствующее воспитание. Поэтому Вам должно быть очевидно, что самый высокий уровень у того учебного заведения, которое было основано и руководилось Ребе, моим тестем, нашим наставником и учителем. И что главное не знание само по себе, а его следствия: они должны соответствовать миссии человека в мире. А именно, по определению наших мудрецов: «Я сотворен для того, чтобы служить моему Властителю»[7]. Исполнение же этой миссии зависит от уровня богобоязненности, задаваемого воспитанием, и от помощи Свыше.

Вы пишете, что вступили в новый год Вашей жизни, а поскольку «множество лет учат мудрости»[8], дай Б-г, чтобы годы открыли Вам истину, что «начало мудрости — страх перед Всевышним»[9]. Это значит, что воспитание следует получать в хасидской среде, в учреждениях Ребе, моего тестя, нашего наставника и учителя, который, безусловно, пробудит еще большее милосердие Свыше ко всему, что связано с Вашими делами.

И дай Б-г, вместо того, чтобы заимствовать взгляд на достоинство учебного заведения у кого-то со стороны (в чем я уверен), Вы сами станете для них образцом хасидской девушки. В том числе и по месту своей учебы — я имею в виду воспитание в учебном заведении, основанном моим тестем, Ребе, господином, наставником и учителем нашим, главой народа Израиля. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 

 



[1].       См.: Мишне Тора, Законы раскаяния, 3:1.

 

[2].       «Тора у-Месора» (Torah Umesorah, или National Society for Hebrew Day Schools) — созданная в 1942 году ортодоксальная организация, поддерживающая и развивающая еврейское религиозное образование в США.

 

[3].       Зоар, Райя мееймана, гл. «Пинхас».

 

[4].       Эстер, 8:16.

 

[5].       Слова из вставки в молитву, которую читают в Пурим.

 

[6].       Мишлей, 6:23. Целиком этот стих звучит так: «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет, а назидательные обличения — путь жизни».

 

[7].       Кидушин, 4:14.

 

[8].       Иов, 32:7.

 

[9].       Теилим, 111:10.