[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2012 НИСАН 5772 – 4(240)

 

Эрланд Юзефсон. Избранник

В Стокгольме на 89-м году жизни скончался Эрланд Юзефсон — актер, режиссер и писатель, гордость шведского кинематографа и автор еврейских романов.

Это случилось 25 февраля. Юзефсон, страдавший болезнью Паркинсона, давно нигде не появлялся. В последнем фильме — из своих 99 — актер снялся в 2005-м. «Сарабанду» принято считать лебединой песней великого режиссера Ингмара Бергмана, рядом с которым провел почти всю жизнь Юзефсон. Этот фильм продолжил историю, начатую в «Сценах из супружеской жизни» (1973), где те же Юзефсон и Лив Ульман играли мужа и жену, возненавидевших друг друга. Эта картина принесла обоим признание в мире. Хотя прославил артиста не только Бергман.

Юзефсон был Гонзало в «Книгах Просперо» Гринуэя (1991) и Фридрихом Ницше в фильме Лилианы Кавани «По ту сторону добра и зла» (1977). Он снялся в «Хануссене» Сабо (1988), во «Взгляде Улисса» Ангелопулоса (1995), в комедии Душана Макавеева «Монтенегро» (1981) и «Невыносимой легкости бытия» Филиппа Кауфмана (1988). Но и для них, как и для Тарковского, Юзефсон был приписан к «клану» Бергмана: участие артиста в «Ностальгии» (1983) и «Жертвоприношении» (1986) было словно гарантией — нет, не успеха, но творческой удачи того, что фильм состоится. В киномире актеры Бергмана всегда считались кастой избранных. Юзефсон был избранником дольше всех.

Он родился 15 марта 1923 года в еврейской семье, в XVIII веке переселившейся из Пруссии. Среди его предков были писатели, композиторы и художники. Отец держал книжный магазин, который посещала стокгольмская интеллигенция. Шестнадцатилетним юношей Эрланд сыграл в «Венецианском купце», поставленном Бергманом в театре Хельсингборга. В 1946-м снялся в незаметной роли в его фильме «Дождь над нашей любовью», в 1958-м — в «Лице» и потом всю жизнь, с перерывами, играл у Бергмана — в «Часе волка» (1968), «Страсти» (1969), гениальных «Шепотах и криках» (1972). Хотя предпочитал экрану сцену и в 1966-м возглавил Стокгольмский королевский театр, после Бергмана. А потом ушел в кино. «Я помню момент, — вспоминал актер, — когда вдруг почувствовал, что камера — живой парт­нер». Четырнадцать фильмов сделали они с Бергманом. Не считая двух, к которым написали сценарии под общим псевдонимом Бунтель Эрикссон. Юзефсон был даже не правой рукой Бергмана, а его альтер эго, которое спорило с ним самим. «Должен встретиться с Эрландом, посмотрим, что он скажет, — писал Бергман в дневнике, собираясь снимать “Лицом к лицу”. — Если он посчитает нужным, я откажусь от этого проекта».

В «Волшебной флейте», экранизированной Бергманом в 1975-м, во время увертюры камера выхватывает лица зрителей. Среди них четыре главных: сам режиссер, его бессменный оператор Свен Ньюквист, актриса Лив Ульман — многолетняя подруга Бергмана и мать его дочери — и Эрланд Юзефсон. Для него Бергман поставил в 1983 году пятичасовой кинороман «Фанни и Александр», придумав актеру роль Исаака, антиквара и мага, друга и многолетнего любовника стареющей примадонны — хозяйки богатого дома, спасителя ее внуков, страдающих в доме деспота-епископа. Для Бергмана, сына пастора, это была во многом автобиографичная картина. Для Юзефсона она стала еще и очередным погружением в еврейский мир. Эрланд Юзефсон написал несколько книг, все на еврейскую тему, самый известный его роман — «История о господине Зильберштейне», о послевоенном антисемитизме в Швеции, — был переведен на многие языки. Среди них, правда, нет русского. Но все впереди.

Ирина Буланова

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.