[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2012 ШВАТ 5772 – 2(238)

 

Колонка редактора

Есть режиссеры, фильмы которых смотришь, что называется, по умолчанию – один раз увидел и дальше не пропускаешь. Тарковский, Герман, Калик, Вуди Аллен, Джармуш... Их, в общем, немного, поэтому новое имя появляется редко. Для меня в последний год таким стал Звягинцев. Увидев «Возвращение», я понял, что буду смотреть все, что он снял. И вот месяца два назад посмотрел «Елену». Это поразительный фильм. О времени. Об обществе. И, главное для меня, о банальности зла.

Не знаю, вкладывали ли создатели «Елены» такой смысл в свой фильм, но я увидел в нем психологический анализ Холокоста. Главная героиня – обычная и даже, пожалуй, добропорядочная женщина, мать обычного, в целом безвредного сына, бабушка обычного, относительно благополучного внука. Елена бывшая медсестра, не так давно замужем, за своим бывшим подопечным. Твердый, целеустремленный и более чем обеспеченный – он человек «другого круга». Его невозможно представить себе проводящим целые дни с банкой пива у телеящика. Он не ждет ни от кого, даже от собственной дочери, помощи. Он надеется только на себя. И полагает, что так обязан жить каждый мужчина. Мир Елениной родни ему чужд, да он, в общем, с ним и не пересекается. Эти люди ему неинтересны. Но они не просто рядом, они теперь его родня. И это сближение не может не привести к трагической развязке. Он не хочет содержать их? Потому что жмот! В этом убежден сын Елены. Но самый замечательный монолог о «наших» и «ваших» произносит сама, до сих пор вроде безмолвная, Елена: «Какое вы имеете право думать, что вы особенные? Только потому, что у вас больше денег и больше вещей? Все же может измениться! И последние станут первыми!»

Я уверен, огромное большинство зрителей подписалось бы под каждым словом  этой проповеди добропорядочной Елены. А авторы этого шедевра не просто показали, к чему подобные воззрения ведут, но и заставили нас с вами сочувствовать Елене тогда, когда она решила взять судьбу в свои руки. Конечно, к концу фильма число сочувствующих Елене зрителей поубавится, но и оставшихся будет наверняка немало. Анатомический театр банальности зла.

Людям трудновато любить иных. Иначе мыслящих, иначе живущих, иначе воспитывающих своих детей. Но, живя рядом, мы в конце концов научаемся терпимо относиться друг к другу. Терпеть чужих. Однако, пока мы не вобьем себе и нашим детям в голову, что мы не просто терпим окружающих, а не имеем права навязывать им свой образ жизни, требовать от них единомыслия с нами, общей с нами морали, – следующий термидор не за горами.

Борух Горин

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.