[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2012 ТЕВЕТ 5772 – 1(237)

 

Как пройти к вечному огню?

Михаил Майков

19 ноября несколько десятков студентов, преподавателей и сотрудников МГУ собрались перед Вечным огнем на Воробьевых горах, дабы выразить свой протест против вступления студенческого союза университета в Общероссийский народный фронт, возглавляемый Владимиром Путиным.

В это же время в Нью-Йорке организация под названием «Антидиффамационная лига», давно специализирующаяся на борьбе с антисемитизмом, обратила свой благосклонный взгляд на щит с рекламой водки под названием «Водка» (по-русски звучит глуповато, а в оригинале что-то вроде игры слов: нарицательное vodka пишется по-английски, а лейбл «Wodka» — по-польски). На щите были изображены две собачки — роскошная афганская борзая в кипе и что-то левретистое в красной шапочке Санта-Клауса. Слоган гласил: «Качество как на Рождество. Цена как на Хануку». Глава нью-йоркского отделения Лиги Рон Майер назвал слоган «грубым и оскорбительным» и заявил, что он эксплуатирует старый стереотип еврея-скупца. По его мнению, упоминание еврейского праздника в связке с деньгами само по себе «бессовестно и неуместно». И потом, почему на Рождество качество, а на Хануку только цена? Ханукальные продукты ничуть не хуже рождественских!

К кампании немедленно подключились разнообразные общественные деятели и добровольцы из числа особо озабоченных евреев. В результате поднявшейся волны плакат был снят, рекламщики (в основном, разумеется, евреи, как и положено нью-йоркским рекламщикам) принесли свои извинения.

Надо заметить, что построенные по такой схеме билборды не в первый раз используются в рекламной кампании «Водки». Среди предыдущих слоганов: «Качество как в Хэмптоне. Цена как в Ньюарке» и даже «Качество как в эскорт-сервисе. Цена как за уличную проститутку». Но вот что характерно: ни жители Ньюарка, ни уличные проститутки отчего-то не почувствовали себя обиженными, по крайней мере не сочли необходимым высказываться на эту тему вслух. А евреи, натурально, высказались. Они вообще высказываются в последнее время с пугающей регулярностью. И одно высказывание другого краше.

Полагаю, каннский инцидент с Ларсом фон Триером, неудачно поразмышлявшим на своей пресс-кон­фе­ренции о Гитлере и антисемитизме, многим еще памятен (справедливости ради отмечу, что датского режиссера тогда травили отнюдь не только еврейские общественники, но евреи, конечно, отметились в первых рядах). А вот другая, не столь нашумевшая новость несколькомесячной давности. Аргентинский суд удовлетворил иск крупнейшей еврейской организации страны, требовавшей запретить Гуглу индексировать антисемитские сайты, общим числом 76. Заодно судьи запретили интернет-гиганту предлагать в поисковой строке подсказки, ведущие на подобные сайты, и размещать на них рекламу. Тот простой резон, что смысл поисковика заключается именно в максимально полном и объективном отражении содержимого всемирной сети, включая очевидный мусор, ни истцам, ни судьям в голову отчего-то не пришел…

Казалось бы, при чем здесь МГУ? А вот при чем. Всякий раз, читая на новостных лентах сообщения об очередной победе «профессиональных евреев», я испытываю острое желание выйти на какое-нибудь людное место и объявить городу и миру, что люди, присвоившие себе право говорить от моего имени, на самом деле — наглые самозванцы. Потому что искать антисемитизм надо не там, где светлее, а там, где он действительно наличествует и представляет опасность. А доблестно сражаясь с афганкой в ермолке, они выставляют на посмешище не только себя, но и меня, на что я их вовсе не уполномочивал. То есть я все понимаю: желание почистить себе карму, отработать спонсорские деньги, остаться в истории петитом в библиографии при статье «Триер Л. фон» в какой-нибудь Британике. Элементарную глупость, наконец. Только я-то тут при чем?

А поскольку митинговать я не люблю, остается обратиться с иском в суд: пусть запретит Гуглу индексировать сообщения о достижениях Антидиффамационной лиги и Представительства еврейских общин Аргентины. Хотя бы на том основании, что глупые и крикливые евреи способствуют росту антисемитизма гораздо успешнее, чем две симпатичные собачки на рекламном щите в центре Гарлема.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.