[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2011 КИСЛЕВ 5772 – 12(236)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

Накануне субботы Беаалотха

<…> В связи с предстоящим окончанием вашей учебы я от всей души желаю вам продвигаться от свершения к свершению[1] в учебе и духовном развитии.

Поскольку в субботу, предшествующую этому, в синагогах будут читать раздел Беаалотха[2], я надеюсь, что вы извлечете хороший урок из этого важного и значимого раздела Торы, который начинается заповедью зажигания меноры[3].

Согласно объяснению основателя Хабада, автора Таньи и Шульхан аруха рабби Шнеура-Залмана из Ляд, применительно к нашей повседневной жизни «зажигание меноры» означает наполнение души светом, который символизирует менора, — ибо сказано: «Светильник Г-спода — дух человека»[4], — светом Торы и заповедей: «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет»[5].

Именно в этом и состоит задача еврейского образования (которое называется на иврите словом хинух, означающим не только «образование», но и «обновление, освящение») — «зажечь» души еврейских детей Торой и заповедями, чтобы они могли стать Святилищем для Шхины. При этом зажигать детские души нужно так, чтобы «пламя начало подниматься само по себе», как объяснял Раши[6] в своем комментарии к недельному разделу Беаалотха. Иными словами, в душе ученика следует разжечь пламенное желание изучать Тору, чтобы он смог достичь уровня своего учителя и даже превзойти его.

Менора, стоявшая в Храме, была предназначена светить всему миру. Точно так же предназначение ученика любавичской школы — нести свет Торы и заповедей всем и каждому, «дальнему и ближнему»[7]. Такова почетная обязанность каждого, кому посчастливилось получить воспитание в духе Любавичей: как сказал основатель любавичской ешивы[8], ее ученики должны быть нерот леаир — «яркими светильниками», освещающими мир вокруг себя светом Торы и заповедей, наполненным пылом хасидизма. <…>

24 нисана 5714

<…> Относительно позиций, на которых должна строиться работа сети школ Хабада, я уже неоднократно писал, что порой меня очень удивляет отношение некоторых учителей к своей работе — особенно ряда преподавателей из числа анаш[9], в том числе Вас лично. Эти педагоги считают себя наемными работниками, работающими на других, и, соответственно, предъявляют претензии, и если их требования остаются без внимания или не исполняются полностью, они решают, что нужно искать другую работу, поскольку какая разница, каким образом зарабатывать на жизнь себе и семье.

Я вынужден сказать, что подобный подход недопустим. Создатель сети наших школ — мой наставник и тесть Ребе, и учебные заведения носят его имя. Поэтому для всех тех, кому посчастливилось участвовать в деятельности этих учреждений, работа эта — врата и канал, через который они получают Б-жественное благословение и жизненную силу, для себя и для своей семьи, как в материальном, так и в духовном смысле.

Однако, как и во всем в этом мире, здесь есть разделение полномочий. Есть те, кому повезло больше других, поскольку их работа связана с основной деятельностью учебного заведения — то есть непосредственно с образованием и воспитанием; есть и другие — всего лишь администраторы, спонсоры и т. д.

В свете перечисленных соображений вызывает искреннее недоумение и удивление, если разумный человек, который удостоился того, что преуспел в этой работе, приходит к директору и говорит: «Послушайте, я делаю вам одолжение тем, что здесь работаю, поэтому если вы выполните мои требования — я остаюсь, а если нет — ищу другую работу». Полагаю, излишне развивать эту тему.

Если бы у учителей из анаш было соответствующее отношение к работе, то его, если приложить определенные усилия, переняли бы и другие учителя, и тогда их работа могла бы быть уподоблена службе преданного слуги, который старается выполнить ее наилучшим образом, даже если его служба — «принятие ярма»[10].

Очевидно, что тот, кто владеет бесценным сокровищем, не станет ставить другим условие: если ты исполнишь мои требования, то я буду им пользоваться, а если нет — я его выброшу и буду ходить по рынкам и улицам ради того, чтобы заработать на пропитание. Как говорилось выше, умному достаточно намека[11].

Несомненно, Вы не только сами поймете сказанное, но и донесете это до учителей, которых Вы знаете или с которыми можете познакомиться.

Разумеется, я не хочу сказать, что требования учителей необоснованны или что члены правления правы во всех отношениях. Я лишь хочу подчеркнуть, что лучшая доля среди всех школьных работников — доля учителей, которые получают большую духовную награду, чем члены правления. А поскольку у еврея материальное бытие является продолжением духовного, как сказано: «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Г-спода, Б-га вашего, и служить Ему от всего вашего сердца и от всей вашей души, то дам вашей земле дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь твой хлеб и твое вино и твое масло»[12], — то и в материальном плане они также получают больше, чем члены правления: или немедленно и явно, или с течением времени, так, что «тот, с кем происходит чудо, — не осознает его»[13]. Ибо известно, что <…> заработок в наших поколениях подобен ману в пустыне. Поэтому недопустимо, чтобы они повредили себе, покинув учебное заведение, возглавляемое Ребе, моим наставником и тестем.

<…> Что касается того, каким образом приучить учеников школ к поведению, соответствующему требованиям Шульхан аруха и основанному на трепете перед Небесами, то на этот счет невозможно прописать четкие и однозначные правила, поскольку в каждой школе своя ситуация, зависящая от того, в каком окружении росли ученики. Однако в целом в тех вопросах, где нет кощунственного нарушения заповедей, следует действовать в соответствии с принципом: «…Я изгоню их понемногу»[14]. Разумеется, учителям необходимо обсуждать эти вопросы между собой, как сказано: «Спасение в умножении совета»[15]. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       Парафраз Теилим, 84:8.

 

[2].       Бемидбар, 8:1-12:16.

 

[3].       Там же, 8:1-2.

 

[4].       Мишлей, 20:27.

 

[5].       Там же, 6:23.

 

[6].       Раши на Бемидбар, 8:2.

 

[7].       Йешаяу, 57:19.

 

[8].       Рабби Шолом-Дов-Бер, основатель ешивы «Томхей тмимим».

 

[9].       Анаш (аншей шломейну, букв. «люди нашего мира») — «наши люди», устойчивое выражение для обозначения членов группы (общины, течения) внутри иудаизма, к которой принадлежит говорящий или пишущий. То есть в данном случае речь идет о любавичских хасидах, хабадниках.

 

[10].      То есть он исполняет работу, поскольку получил приказ, а не в силу того, что ощущает внутреннюю потребность ее делать.

 

[11].      Мидраш Мишлей, 22.

 

[12].      Дварим, 11:13-14.

 

[13].      Вавилонский Талмуд, Нида 31а.

 

[14].      Дварим, 7:22.

 

[15].      Вавилонский Талмуд, Йевамот, 121а.