[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2011 ХЕШВАН 5772 – 11(235)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

 

26 нисана, 5721

<…> Что касается Вашего вопроса, всегда ли Вы должны отвечать на вопросы мальчиков, которых, как Вам кажется, интересуют не столько Ваши ответы, сколько возможность высказать свою точку зрения.

Было бы крайне нежелательно создать у детей впечатление, что на их вопросы нет достойных ответов. Если речь идет о Торе и заповедях, то сам факт, что вопрос остался безответным, может, так или иначе, ослабить их желание соблюдать заповеди. С другой стороны, опыт показывает, что в длительных пустопорожних дискуссиях, которые занимают много времени и приносят немного пользы, нет ничего хорошего. Соответственно, Вам необходимо найти «золотую середину» между этими двумя крайностями. Если Вы знаете этих мальчиков достаточно долго, Вы, безусловно, сможете оценить, до какой степени можно вступать с ними в дискуссию. В любом случае зхус а-рабим («заслуги многих») защитят Вас от возможных проблем.

Я надеюсь, что Вы вкладываете все больше сил в изучение Торы, как нигле[1], так и нистар[2], соответственно сказанному: «святость увеличивают, а не уменьшают»[3]. Помните, что с каждой заповедью нам даются силы ее исполнить. <…>

 

2 нисана, 5716

<…> Праздник Песах традиционно связан с вопросами воспитания, как на национальном, так и на семейном уровне.

Если говорить о народе в целом, то именно освобождение из египетского рабства стало началом рождения еврейского народа, его воспитания и подготовки к получению Торы. Само слово «Тора» означает «учение», «наставление», поскольку она наставляет и учит нас, как следует жить.

Что же касается семьи, то Песах – время, когда, читая Агаду во время седера, мы исполняем заповедь «…И скажи твоему сыну в тот день…»[4] – неотъ­емлемую часть празднования и соблюдения Песаха.

Песах – наиболее подходящее время еще раз задуматься о проблемах религиозного образования, а также о связанных с этим праздником практических действиях.

Следует помнить, что все наши праздники (и Песах в особенности) связаны с многочисленными законами и обычаями, смысл которых не исчерпывается моментом их исполнения, ведь их влияние распространяется на весь год, вдохновляя нас в нашей повседневной жизни. Это важно для всех евреев, но в первую очередь – для наших детей.

На практике, однако, мы видим, что, вместо того, чтобы использовать преимущество праздничных дней для более интенсивного воздействия на детей, в силу различных причин мальчиков и девочек просто распускают из учебных заведений, ешив и талмуд тор, причем не только на время праздников, но уже за несколько дней до этого.

На «прежней родине»[5] прекращение учебы на время бейн а-зманим[6] не оказывало такого негативного влияния на воспитание, поскольку окружение, и семья в особенности, было наполнено теплым духом живой еврейской традиции. В этой ситуации задача учебных заведений сводилась к заботе об увеличении уровня познаний в Торе.

В наше время, и особенно в этой стране[7], задача учебных заведений – не только распространять знания, но в первую очередь внушить детям основы веры, желание в максимальном объеме соблюдать заповеди в повсе­дневной жизни.

В этих обстоятельствах освобождение детей от занятий на время праздников лишает их жизненно важного воздействия именно тогда, когда его следует получать в максимальном объеме.

Поэтому я призываю всех, кто работает в сфере еврейского образования, заново оценить ситуацию и предпринять необходимые шаги, чтобы компенсировать наносимый образованию урон. В частности, я предлагаю следующее:

1. Дать детям возможность собраться накануне праздника (эрев йом тов) или, если это невозможно, как можно ближе к празднику, для изучения законов и обычаев этого дня, их смысла, значения и идеи.

2. Крайне важно, чтобы во время праздника или, по крайней мере, в холь а-моэд[8] учителя и воспитатели нашли время и место для встречи с детьми, дабы воспользоваться преимуществом этих драгоценных дней, дать детям прочувствовать дух праздника, научить их, как воплощать его в конкретные поступки.

Безусловно, я в курсе связанных с этим технических проблем: что учитель может жить в отдалении, что ученики рассредоточены по всему городу и т. д. Однако всегда можно найти силы и средства, чтобы решить эти проблемы: местом встречи совсем не обязательно должна быть ешива, для достижения этих целей не обязательно собирать учеников из одного класса или одного возраста, под руководством конкретного учителя и т. д. Главное – создать общую, всеобъемлющую учебную программу, связанную с праздником.

3. Я призываю еврейских родителей не полагаться целиком и полностью на учебные заведения, помня, какое огромное влияние оказывает на детей окружение, в котором они оказываются во время каникул. С другой стороны, то, что ребенок не находится в школе, не только налагает на родителей дополнительные обязанности, но и дает им редкую возможность воспитывать и наставлять своих детей.

Дай Б-г, чтобы все еврейские дети, мальчики и девочки, собрались вместе, независимо от того, к какой из четырех категорий, перечисленных в Пасхальной агаде[9], принадлежит каждый из них. Чтобы они хранили и соблюдали «свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш»[10], чтобы у них было искреннее желание учиться и поступать в соответствии с мудрыми истинами Торы. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       «Открытая» часть Устной Торы, то есть Талмуд и труды по еврейскому законодательству.

 

[2].       «Скрытая» часть Устной Торы, то есть мидраши, каббала и хасидизм.

 

[3].       Шабат, 21б. 

 

[4].       Шмот, 13:8.

 

[5].       Так американские евреи традиционно называли восточноевропейские местечки, откуда большинство из них эмигрировали в Америку.

 

[6].       Время каникул в еврейских учебных заведениях.

 

[7].       США.

 

[8].       Промежуток времени между первыми и последними днями праздников Песах и Суккот называется холь а-моэд, т. е. «праздничные будни».

 

[9].       Ребе говорит о четырех сыновьях: мудром, злодее, простаке и не умеющем задать вопрос.

 

[10].      Дварим, 6:20.