[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2011 ЭЛУЛ 5771 – 9(233)

 

«К вывозу из СССР разрешено…»

Москва, фонд культуры «Екатерина», до 2.10

Михаил Шварцман. Числа.
1971 год. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных

Советский нонконформизм, он же «второй авангард», андеграунд и «другое искусство», — то немногое в живописи 1970-х, что и в XXI веке вызывает эстетический, а не только исторический интерес. Имена Владимира Вейсберга и Льва Кропивницкого, Оскара Рабина и Александра Харитонова, Юло Соостера и Михаила Шварцмана вспоминают сегодня гораздо чаще имен их более удачливых при жизни коллег, обласканных властью и не ютившихся в бараках Лианозово. Там жили Кропивницкие, у них и собирались «неофициалы», поэты и художники со всей страны (отсюда и название «лианозовской школы», едва ли не главного неформального московского объединения той поры). Не признанных властью мастеров охотно собирали иностранцы и те немногие советские коллекционеры, кто чувствовал, где прячется правда, — Александр Глезер, Георгий Костаки, Лев Талочкин... Минкульт без лишних проблем штамповал работы Булатова и Мастерковой, Рогинского и Янкилевского таможенно-цензурной надписью «К вывозу из СССР разрешено…». В результате первые персональные выставки многих художников проходили не на родине, но за границей. Так, у Оскара Рабина она впервые прошла в Лондоне в 1965 году, а у Вейсберга — девять лет спустя в Музее Израиля (полотна вывез туда ученик художника Ян Раухвергер). Сегодня нонконформисты снова в моде, их выставки проходят часто, в крупнейших музеях, а нынешняя включена в программу спецпроектов IV Московской биеннале современного искусства. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, владеющих фондом «Екатерина», относится к числу лучших коллекций, специализирующихся на 1970-х. Среди 150 картин и рисунков, показываемых на Кузнецком мосту, есть работы и из других частных собраний. В том же фонде до 10 сентября открыта выставка Игоря Пальмина «PAST PERFECT». Известный московский фотограф, друживший со многими художниками, создал в 1970-х годах настоящую портретную галерею нонконформизма. Почти вся она находится сегодня в собрании Семенихиных, прежде ее еще не показывали в таких объемах.

 

Судить Эйхмана. Иерусалим, 1961

Париж, мемориал Шоа, до 28.09

Адольф Эйхман во время слушаний судебного процесса. Иерусалим. 1961 год.
Коллекция Израильского государственного архива

11 апреля 1961 года в Иерусалиме начался самый громкий, наверное, судебный процесс века. На скамье подсудимых сидел Адольф Эйхман, бывший оберштурмбанфюрер СС, участник Ванзейского совещания 20 января 1942 года, один из ключевых исполнителей «плана окончательного решения еврейского вопроса» в нацистской Германии. Незадолго до процесса Эйхмана нелегально вывезли из Аргентины (американские и немецкие спецслужбы знали о его там пребывании, но скрыли этот факт, чтобы не навредить правительству Аденауэра, в аппарате которого работали бывшие знакомые нациста), при этом Эйхман подписал бумагу о согласии на вывоз. Во время процесса он написал мемуары, которые были опубликованы лишь много лет спустя. Впрочем, ничего радикально нового к его истории они уже не добавили. История свершилась весной 1961-го, когда начались судебные заседания. Выставка подробно документирует весь ход процесса, начиная с момента похищения Эйхмана израильскими спецслужбами и порожденного этим действием дипломатического конфликта, разбиравшегося в ООН. Представлены как документы из парижского Центра современных еврейских документов (CDJC), так и из архивов Государства Израиль, а также немецких архивов. Породивший немало споров процесс был тщательно задокументирован, он стал примером новых отношений между масс-медиа и судебной системой. На нем выступили сотни свидетелей — в основном переживших Холокост. Во время всех заседаний велись киносъемки. Многие из них транслируются сейчас непосредственно в выставочных залах, а на последнем этаже парижского Мемориала, в центре мультимедиа, на экранах компьютеров можно посмотреть все кинозаписи, сделанные в Иерусалиме в 1961 году. Специальный раздел выставки посвящен работе в Иеру­салиме философа и публициста Ханны Арендт, писавшей оттуда газетные репортажи и выпустившей в итоге книгу «Банальность зла», ключевой труд по проблеме «обыденного антисемитизма» в ХХ веке. В комментариях к документам обозначены многие проблемные ситуации, связанные с процессом Эйхмана, показаны тесные и одновременно конфликтные отношения между политикой и правосудием в тогдашнем Израиле, обсуждается феномен смертной казни. К тому времени она уже была однажды применена в стране — правда, приговоренный к ней израильский офицер был годы спустя по вновь открывшимся обстоятельствам оправдан посмертно. Эйхман стал вторым казненным в истории страны. Казненным навечно.

 

Хаим Сокол. Свидетель

Москва, галерея М&Ю Гельман, до 15.09

Хаим Сокол. Свидетель (фрагмент). 2011 год. Видео. Частная коллекция.
Галерея Марата Гельмана

 

Википедическая справка о Хаиме Соколе коротка: «Родился в 1973 году в Архангельске. В 1996 году закончил Еврейский университет в Иерусалиме. С 2006 по 2007 год учился в Московском институте проблем современного искусства. Жил и выставлялся в арт-сквоте в Хохловом переулке. В 2006 году стал членом Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП при ЮНЕСКО. Живет и работает в Москве и Иеру­салиме». Плюс список выставок, в которых он участвовал, самая известная среди них — «Русское бедное» в Перми и Москве. Теперь директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман открыл персональную выставку Сокола в московской галерее Гельманов. Работы создавались специально для столицы — в частности, в Вене, где Сокол провел как стипендиат несколько месяцев и откуда он ездил в Маутхаузен. «Впервые в жизни (во всяком случае в сознательном возрасте), — пишет он в сопроводительном тексте к “Свидетелю”, — я достаточно надолго оказался в стране, где когда-то массово и с несомненным успехом истребляли евреев. <…> Вена с завидным упорством сохраняет традиционный облик светской европейской столицы, в которой все архитекторы немного кондитеры. Этот облик, а точнее, образ сложился в немалой степени благодаря стараниям подданных Австро-Венгрии еврейского происхождения, как знаменитых на весь мир банкиров, ученых, музыкантов, архитекторов, писателей и художников, так и многочисленных безымянных тружеников. Возможно, по­этому Вена выглядит как живой мемориал евреям». Сокол, цитирующий работы Агамбена о концлагере как модели общества и воспоминания Примо Леви, считает, что «ничего по большому счету не изменилось со времен Освенцима, только в роли евреев сегодня выступают беженцы, нелегальные иммигранты, гастарбайтеры, да и мы все». Эти «мы все» принадлежат к так называемой «серой зоне», где «палач и жертва меняются местами. И это перевоплощение происходит каждый день, каждую минуту. Житель современного города (особенно Москвы) — это человек-оборотень, превращающийся то в бездомную собаку, которую каждый может пнуть в живот сапогом, то во владельца этого сапога».

Сегодня идеи художников часто выглядят интереснее в теории, чем на практике. Но это не случай Сокола, сохраняющего гармонию между интеллектуальным размышлением и художественной формой.

 

Густав Малер в Вене и Мюнхене

Мюнхен, Театральный музей, до 18.09

Густав Малер (в центре) на улице Мюнхена. 1910 год.
Из собрания музыкальной медиатеки Г. Малера. Париж

Столетие со дня смерти Малера отмечают во всем мире — книгами, дисками, выставками. Одна из интереснейших экспозиций прошла в парижском музее Орсэ (см. апрельский выпуск «Лехаима»). Театральный музей в Мюнхене показывает выставку, сделанную совместно с Венским театральным музеем (на берегах Дуная ее показывали зимой). Мюнхен — не менее важный город в судьбе композитора, чем австрийская столица. Здесь осенью 1910 года с небывалым успехом прошла премьера его Восьмой симфонии — автограф ее партитуры представлен в залах, вместе с письмами композитора и костюмами из опер, исполнением которых он дирижировал.

Малер не раз думал переехать в Мюнхен из Вены, где он постоянно оказывался жертвой антисемитских печатных атак и где его хоть и ценили как дирижера, но с трудом воспринимали как симфонического автора.

Среди 500 экспонатов выставки в музее, никогда не показывающем свою собственную огромную коллекцию и работающем лишь в режиме временных проектов, — видеозаписи крупнейших дирижеров современности, таких, как Марис Янсонс, Кент Нагано и Лоренс Маазель. Они говорят о своем восприятии Малера, о его значении для наших дней. Руководитель оркестра Берлинской филармонии Саймон Рэттл рассказывает, как в десятилетнем возрасте услышал на концерте Вторую симфонию Малера и был так ею поражен, что в итоге стал дирижером.

Алексей Мокроусов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.