[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2011 АВ 5771 – 8(232)

 

ГРЕХ РАЗВЕДЧИКОВ

Ицхак Стрешинский

Пост 9 ава установлен в память о разрушении Храма. Согласно Мишне (Таанит, 4:6), кроме разрушения Храма в этот день произошло еще несколько трагических событий в истории еврейского народа. Самым первым из них был приговор Творца о том, что поколение Исхода не войдет в Эрец-Исраэль.

Осень, или Виноград, принесенный из Земли обетованной. Фрагмент. Никола Пуссен.
1660–1664 годы. Лувр

 

Первое описание этой истории приводится Торе, в недельной главе «Шлах». По повелению Всевышнего Моше отправил двенадцать глав колен Израиля из пустыни в страну Ханаан, поручив: «Осмотрите страну, какова она, и народ, живущий в ней, силен он или слаб, малочислен он или многочислен? И какова страна, в которой он живет, хороша она или плоха? И в каких городах он живет, в станах или в крепостях? И какова земля, тучная она или тощая, есть ли на ней деревья или нет? Постарайтесь и возьмите плодов этой земли» (Бемидбар, 13:18-20).

Посланники обошли весь Ханаан, срезали лозу с огромной гроздью винограда, которую пришлось нести на шесте вдвоем, набрали плодов граната и смоковницы и вернулись через сорок дней. Они рассказывали: «Мы пришли в землю, в которую ты нас послал, и она течет молоком и медом, а это — ее плоды. Но могуч народ, населяющий эту страну, а города укреплены и очень большие, и также потомков Анака видели мы там! Амалек живет в земле Негев, хетты, евусеи и эмореи обитают в горах, а ханаанеи обитают у моря и возле Иордана» (Там же, 13:27-29).

Один из посланников — Калев, сын Йефуне из колена Йеуды, успокаивал народ, говоря: «Поднимемся и унаследуем [эту страну], это нам по силам!» Но другие разведчики опровергали его: «Мы не можем подняться против этого народа, потому что он сильнее нас». Это — «страна, пожирающая своих жителей», а все люди, которых они там видели, — огромные. Они сказали: «Мы были в наших глазах как кузнечики, и такими мы были в их глазах» (Там же, 13:30-33). Тора определяет их слова как клевету на обещанную Всевышним землю.

Народ рыдал целую ночь. Сыны Израиля говорили Моше и Аарону, что лучше бы им было умереть в Египте, спрашивали, зачем Г-сподь ведет их в страну, где они могут пасть от меча, а их жены и дети сделаются добычей? Начались разговоры о том, чтобы назначить себе нового вождя и вернуться в Египет. Лишь Йеошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефуне, двое из двенадцати посланников, противостояли «общественному мнению», говоря, что страна очень хороша, и если Г-сподь будет благосклонен к сынам Израиля, Он приведет их туда и отдаст ее им. Они призывали не восставать против Всевышнего и не бояться взойти в Обетованную землю. Реакция толпы была жесткой — народ в гневе и смятении хотел забить их камнями.

Всевышний сказал Моше: «Доколе этот народ будет отвергать Меня, доколе они не будут верить в Меня вопреки всем чудесам, которые Я совершил среди них?» (Там же, 14:11). Он был готов истребить весь неблагодарный народ мором и произвести новый народ — от Моше. Но тот смог умолить не делать этого, аргументируя тем, что народы мира, услышав об истреблении народа Израиля, скажут, что Б-г погубил сынов Израиля в пустыне, потому что не мог привести их в обещанную им страну. В результате Всевышний обрек мужчин того поколения, за исключением Калева, сына Йефуне, и Йеошуа, сына Нуна, на смерть в пустыне, запретив им войти в страну Ханаана.

Грех глав колен и всего народа Израиля упоминается в речи Моше в книге Дварим, где можно увидеть некоторые отличия от того, что сообщается в книге Бемидбар. Сравним данные обоих текстов о том, кто инициировал посылание людей в Землю ханаанскую:

Книга Бемидбар, глава 13

(недельная глава Шлах)

Книга Дварим, глава 1

(недельная глава Дварим)

1. Г-сподь сказал Моше:

 

22. Подошли ко мне вы все и сказали:

 

2. «Пошли людей, и пусть они высмотрят Землю ханаанскую, которую Я даю сынам Израиля. По одному человеку от каждого отчего колена пошлите, всех вождей у них».

 

«Пошлем людей перед нами, и пусть они разведают для нас страну и расскажут нам о дороге, по которой мы будем подниматься, и о городах, к которым мы пойдем».

 

3. Моше отправил их из пустыни Паран, по слову Г-спода. Все эти люди были главами сынов Израиля.

 

23. Мне понравилось это слово, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена.

 

 

Как мы видим, согласно книге Бемидбар, Моше действует по повелению Всевышнего, а согласно книге Дварим, он выполняет просьбу народа, которая ему понравилась. Попробуем разобраться, как именно могли происходить эти описанные в Торе события.

Рабби Шломо Ицхаки (Раши; 1040–1105) объясняет, что слова Всевышнего в недельной главе «Шлах» являются не повелением, а разрешением. Б-г говорит Моше, что тот может отправить людей по своему усмотрению, после того как сыны Израиля пришли к Моше с предложением послать разведчиков и тот обратился к Б-гу за разрешением. Рабби Моше бен Нахман (Рамбан; 1194–1270) также считает, что предложили послать разведчиков именно сыны Израиля, эта идея понравилась Моше, и он получил на это разрешение от Всевышнего. При этом Раши считает, что за просьбой народа скрывался недостаток веры, а по мнению Рамбана, просьба была весьма логичной и ненаказуемой, ведь так обычно и поступают все завоеватели. Рамбан видел грех разведчиков в том, что они запугали народ рассказами, призванными убедить в невозможности захвата Ханаана.

Рамбан приводит еще одно возможное объяснение двух разных описаний. Согласно его мнению, когда сыны Израиля обратились к Моше и сказали: «Пошлем людей перед нами, и пусть они разведают для нас страну», это действительно было продиктовано необходимостью сбора разведывательных данных для завоевания. А когда Всевышний велел Моше «Пошли людей, и пусть они высмотрят Землю ханаанскую», то целью этого было вызвать у сынов Израиля желание поселиться там. Моше приказал посланникам разузнать о ландшафте, климате, населении и его образе жизни, чтобы ответы посланников показали евреям, насколько хороша эта страна, и чтобы вышедшие из Египта вчерашние рабы вступили туда с радостью и по своему желанию.

Эту мысль развил раввин Эльханан Самет в своих исследованиях недельных глав «Шлах» и «Дварим». Среди прочего он объясняет значение глагола «латур», который используется в Бемидбар, 13:2, в недельной главе «Шлах» (в русских переводах Торы его обычно переводят как «высмотреть» или «исследовать»). Согласно его объяснению, основанному, среди прочего, на использовании этого слова в иных местах Танаха (напр., Бемидбар, 10:33; Дварим, 1:33; Йехезкель, 20:6), значение этого глагола может быть «идти с целью выбрать самое лучшее место».

Согласно повелению Всевышнего, задачей глав колен — представителей всего народа было сделать выбор страны, которую Всевышний дал народу Израиля, и тот должен был добровольно присоединиться к решению Всевышнего. Однако, вместо того чтобы рассказать о ней так, чтобы народ пожелал жить именно там, они искали различные пути отвергнуть дар Творца, используя страх и слабость вчерашних рабов.

Согласно мнению раввина Э. Самета, приказ послать двенадцать глав колен высмотреть Землю ханаанскую (о котором рассказывается в главе «Шлах») предшествовал просьбе народа, о которой рассказывается в главе «Дварим». Уже после того, как Моше назначил двенадцать вождей колен, чтобы выполнить повеление Всевышнего, народ обратился к нему со своей просьбой, и Моше решил использовать посланников также и в качестве разведчиков и возложил на них двойную задачу. На тех, кто отправился осмотреть и выбрать страну, были возложены и разведывательные функции, поэтому они подчеркнули в своих ответах именно военные аспекты, а не то, что ожидал услышать от них Моше.

Грех разведчиков можно сравнить по его тяжести с грехом поклонения золотому тельцу. Именно после этих двух грехов Всевышний высказал намерение наказать народ Израиля полным уничтожением и создать новый народ из потомства Моше. Моше не удалось добиться полного прощения за грех разведчиков, и только следующее поколение удостоилось возобновления союза со Всевышним в полной мере и вступления в Страну Израиля. Ознакомившись с описанием греха разведчиков в Торе и толкованием этих событий некоторыми комментаторами, можно отметить два аспекта: недостаток веры и пренебрежение обещанием Всевышнего о том, что Страна Израиля будет отдана еврейскому народу. Два этих аспекта взаимосвязаны. Вожди Израиля, отправившиеся в Землю обетованную, отказались поверить, что Всевышний, обещавший дать Страну Израиля народу Израиля, в состоянии выполнить свое слово, потому что увидели «исполинов». Они распускали клевету об обещанной Всевышним стране и использовали недостаток веры и слабость народа, чтобы лишить его желания бороться. В день 9 ава мы должны осознавать, что на нас возложено сделать все возможное, чтобы исправить грех разведчиков, чтобы пренебрежение Страной Израиля, данной нам Всевышним, и недостаток веры не повторялись в нашем поколении.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.