[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2011 АВ 5771 – 8(232)

 

ИГОРЬ КОН. ДОСТОИНСТВО ПРОТИВ НЕНАВИСТИ

27 апреля на 83-м году в Москве скончался Игорь Кон.

Простое перечисление тех областей науки, в которых работал Кон, производит впечатление вполне ренессансное: история философии и социологии, социальная психология, антропология, этнография, сексология, этика, педагогика. Однако сам ученый в конце жизни констатировал: «Разбросанность моей тематики не так велика, как кажется со стороны. Если это и безумие, то в нем есть своя логика».

Он всегда был жаден до знаний. В 15 лет, экстерном окончив школу, стал студентом истфака. С интервалом в три месяца защитил две кандидатские — по истории и философии — и собирался защищать третью, по юрис­пруденции, но ученый совет счел такое рвение чрезмерным. В 32 года он становится докто­ром, в 35 — получает профессора.

Дальше — типичная карьера интеллектуала-шестидесятника: преподавание в Ленинградском университете, переезд в Москву и работа в Институте конкретных социальных исследований, разгром ИКСИ и переход в Институт общественных наук, возвращение в Ленинград и десять лет в Институте этнографии, еще один переезд в Москву… Но уже тогда возникли две «фирменные» коновские темы: возраст и пол, социопсихология детства и юношества и гендерно-сексологические исследования. В советской науке ни этих тем, ни даже базовых понятий, необходимых для их разработки, не было и быть не могло. Официоз отрицал наличие в СССР как проблемы поколений, так и половой проблемы. Можно представить, чего стоило Кону идти по этой целине и выпускать одну за другой статьи и монографии в годы, когда введение любого элементарного, казалось бы, термина, вроде «молодежной субкультуры», вызывало нешуточный скандал. Ситуацию изменила перестройка.

Последние десятилетия Кон занимался преимущественно пропагандой сексуального просвещения школьников и студентов, исследованием маскулинности и гомосексуальности, защитой прав сексуальных меньшинств. Именно в постсоветские годы он стал едва ли не самым обсуждаемым публичным интеллектуалом страны. Его боготворили и ненавидели, ставили в один ряд с самыми выдающимися современниками и оспаривали его состоятельность как ученого.

Он оказался идеальным кандидатом на вечно вакантную должность еврея, совращающего русский народ. Его выступления прерывали мяуканьем и свистом, ему угрожали по телефону, под дверь его квартиры подбросили муляж взрывного устройства, а на самой двери намалевали магендовид рядом с тремя шестерками. «Антисемитизм сделал мою этническую принадлежность проблематичной, — писал Кон. — Я понял, что есть люди, которые ни при каких обстоятельствах не станут считать меня русским, и почувствовал себя евреем, хотя к еврейской культуре так и не приобщился. Зато у меня появилась нетерпимость к любой ксенофобии и чувство солидарности с ее жертвами». Не случайно свою правозащитную деятельность последних лет он рассматривал как продолжение той борьбы с фобиями и предубеждениями, которая была начата им еще в 1960-х годах, когда в твардовском «Новом мире» появилась его нашумевшая статья «Психология предрассудка» — о социально-психологических корнях антисемитизма…

Даже близкие друзья Кона признают, что «как исследователь он не сделал принципиально новых открытий и все, чему он учил, в мировой науке открыто давно». Но в позднесоветской и постсоветской интеллектуальной истории он, несомненно, останется — как выдающийся просветитель и популяризатор, смело вводивший табуированные темы в публичное пространство.

Гавриил Дмитриев

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.