[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2011 АВ 5771 – 8(232)
Неактуальная реклама. Русский плакат начала ХХ века
Москва, Третьяковская галерея,
до 21.08
Рене Пеан. Плакат к международной автомобильной выставке. 1908 год. Государственная Третьяковская галерея
Расцвет искусства и торговли на рубеже XIX–XX веков вызвал и расцвет рекламного плаката. В Лаврушинском переулке показывают листы из собрания Ф. Ф. Федорова, легшие в основу музейной коллекции плакатов, а также афиши художников-эмигрантов из фонда М.Ф. Ларионова. Здесь много полезного из перспективы истории и красивого из перспектив эстетики. Так, Е. И. Зайднер представлена плакатом к выставке «Художницы — жертвам войны» (1914), а Лев Бакст — огромной двухчастной афишей к парижской премьере «Мученичество святого Себастьяна» (1911). Есть в Инженерном корпусе и две афиши к «Олимпийскому балу» в парижской «Таверне» на бульваре Капуцинок, объединившему 11 июля 1924 года полсотни художников, в том числе Каплана, Кислинга, Матисса, Хану Орлову, Сутина и Утрилло.
Кино и Шоа
Париж, мемориал Шоа,
до 28.08
Афиша фильма «Возвращение
к жизни». Франция. 1949 год
Несколько лет назад мемориал Шоа стал собирать киноплакаты, посвященные премьерам фильмов, связанных с Холокостом. Их подборку показывают сейчас в Париже, вместе с фотографиями со съемочных площадок и газетными вырезками с рецензиями — от «Диктатора» Чарли Чаплина (1940) до французского «Месье Кляйна» (1976), от польского «Последнего этапа» (1947) до шедевра Витторио Де Сики «Сад Финци-Контини» (1970). История богатых еврейских семей Феррары в годы второй мировой войны рассказана Де Сикой через призму безответной любви к героине Доминик Санда. «Золотой медведь» в Берлине и «Оскар» за лучший иностранный фильм кажутся слишком скромной наградой этой пронзающей своей интонацией картине, снятой оператором Эннио Гуарньери как путешествие в глубь недоумевающей памяти. Обидно, что перевод на русский язык романа Джорджо Бассани, ставшего основой сценария, сопровождался у нас довольно кислой критикой. Одним из сценаристов «Сада Финци-Контини» был Туллио Пинелли, писавший в свое время «Сладкую жизнь» Феллини. Он скончался два года назад в возрасте ста лет. Его работа над текстом Бассани — блестящий пример того, как беллетризация истории оказывается не менее точным и емким портретом ушедшего, чем тома научных исследований.
Ориентализм в Европе: от Делакруа до Матисса
Марсель, Центр в Старой Богадельне,
до 29.08
Альбер Марке. Цитадель в
Танжере. 1913 год. Музей Гренобля.
Из наследия Агютт Семба
© musе´e de Grenoble/ ADAGP, Paris 2010
Восток был в моде в Старом Свете начиная с египтомании рубежа XVIII–XIX веков, во многом порожденной походами Наполеона (1798–1801 годы). Следом за армией — а иногда и прежде ее — страны покоряли художники. Выставка в комплексе марсельских музеев, объединенных в Старой Богадельне, величественном здании эпохи Людовика XIV, представляет более 120 картин и скульптур из крупнейших музеев мира. Все они созданы после поездок авторов по Северной Африке, Ближнему Востоку или мавританской части Испании. Имеются в виду и знаменитое путешествие Делакруа в Марокко в 1832 году, и вояжи Матисса в страны Магриба в 1906, 1912 и 1913 годах. Здесь есть работы Августа Маке, Пауля Клее и Василия Кандинского, а также виды Иерусалима. Так, два полотна предоставлены Музеем Востока в Дохе — «Стена Плача» Густава Байуернфайнда (1880) и «Вид на Иерусалим с Востока, с Храмовой горой и Львиными воротами» Пьера Тетара ван Эльвена (1894).
Осенью марсельскую выставку покажут в Королевском музее искусств в Брюсселе.
Джоэл Шапиро. Встреча образов
Кельн, Музей Людвига,
до 25.09
Джоэл Шапиро. Фрагмент инсталляции.
Музей Людвига в Кельне
Выставка в одном зале кажется небольшой, тем более если состоит она из одного произведения. Но в случае с 70-летним скульптором Джоэлом Шапиро размер не имеет значения. Как пишет в предисловии к каталогу кельнской экспозиции директор Музея Людвига Каспер Кениг, у Шапиро иногда и шестисантиметровая скульптура из бронзы может доминировать в целом зале. Сейчас же скульптор получил в свое распоряжение целиком верхний зал музея с естественным освещением.
Этот зал обычно отдается под экспериментальные работы — правда, неясно, в какой степени такое слово применимо к творчеству классика. А Шапиро определенно классик. Член Шведской королевской академии искусств, он дважды представлял Америку на Венецианской биеннале, дважды участвовал и в главной интеллектуальной выставке мира, кассельской «Документе» (а ведь изначально учился на врача, затем два года провел в Южной Индии в составе «Корпуса мира»). Его персональные выставки проходили в таких престижных местах, как мюнхенский Дом искусства, датский музей «Луизиана» и нью-йоркский музей «Метрополитен». В начале 1990-х Шапиро создал скульптуру по заказу Американского мемориального музея Холокоста в Вашингтоне.
В Кельне при помощи мало заметных тросов он разместил на разной высоте 14 цветных плоскостей из дерева, наполняющих пространство непривычным для глаза узором, меняющимся при любом движении зрителя. Это создает новые связи между пространством и расположенным в нем произведением, напоминая чем-то работы русских конструктивистов 1920-х. Работы Шапиро порой называют «медитациями по поводу скульптуры», он словно подводит итог последнему столетию в ее развитии. Но зрителю об этой истории помнить необязательно, достаточно чувствовать пространство, соотносить его с собственным опытом.
Собрание, 1900–2011
Линц, Новая Галерея,
до весны 2012
Михаэла Мелин. Ференвальд.
Инсталляция (2007).
Музей Лентос. Линц
Выставка в Линце, втором по величине городе Австрии, представила в 11 залах 11 последних десятилетий искусства — на все про все 111 произведений на любой вкус. Здесь три работы экспрессиониста Макса Пехштайна, много Варвары Степановой, абстрактная темпера Герберта Байера, портрет Марселя фон Немеса кисти Оскара Кокошки. В основе коллекции модерна — собрание берлинского антиквара Вольфганга Гурлитта (1888–1965), персонажа столь же типичного для своего времени, сколь и яркого. В Берлине 1920-х Гурлитт торговал искусством, затем покупал работы на аукционах «дегенеративного искусства» и в венском «Доротеуме», где распродавались реквизированные у евреев коллекции. При этом сам Гурлитт заступался за коллег-евреев, а в 1940 году гестапо начало расследовать его собственную деятельность, в том числе из-за его подруги еврейского происхождения, бывшей одновременно партнером по галерейному бизнесу (у Гурлитта тоже были евреи среди предков, согласно немецким расовым законам он имел «смешение 2-й степени»; большинство его ближайших родственников эмигрировали из Германии). Новая Галерея знаменита и собранием послевоенного искусства, в том числе работами Энди Уорхола, Карела Аппеля и Ричарда Сера. Представлена на выставке и видеоинсталляция 55-летней мюнхенской художницы Михаэлы Мелин «Лагерь Ференвальд», посвященная «последнему штетлу Европы». Инсталляция состоит из двух проекторов со 160 слайдами и часовой аудиозаписи (та выпущена на отдельном компакт-диске и за последние годы получила несколько престижных наград). Ференвальд — это жилой комплекс конца 1930-х, построенный концерном «IG Farben» для своих рабочих (концерн играл важнейшую роль в экономике рейха, после войны его лишили собственности; так, внушительное здание штаб-квартиры во Франкфурте передали Университету им. Гете). С 1940 года жилье использовали как лагерь для принудительных рабочих, а после войны — для перемещенных лиц и евреев, которым некуда было возвращаться после освобождения из КЦ (с октября 1945 года, после того как его посетил президент Эйзенхауэр, признавший лагерь переполненным, и до 1957 года — исключительно для последних). В этом небольшом городке, третьем по величине среди подобных в Германии, шла полноценная жизнь. Здесь даже выходил свой еженедельник, были ешива и кибуцы.
В аудиозаписи использованы не только воспоминания поселенцев конца 1940-х — 1950-х годов, но и современных жителей Ференвальда; звучат пластинки Берлинской граммофонной фирмы «Lukraphon Semer» (1931–1938 годы), выпущенные в свое время в сотрудничестве с немецким Культурбундом.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.