[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)

 

«Философию, географию… и еще арабский»

Студенты о кафедре

Михаил Майков

За несколько часов, проведенных на только что образованной кафедре еврейской культуры Петербургского университета, нам удалось поговорить со студентами сразу трех курсов — спасибо гостеприимному хозяину профессору И. Р. Тантлевскому. Студенты, к чести их надо сказать, были вполне вежливы и даже дружелюбны, хотя мы терзали их под конец учебного дня.

Студенты 4-го курса кафедры еврейской культуры

 

Вырисовывающийся из этих бесед портрет «среднего студента» кафедры еврейской культуры (прошу прощения у своих очень разных собеседников за попытку привести их к единому знаменателю) приблизительно таков. «Средний студент» считает, что ученый XXI века должен в той или иной форме заниматься общественной деятельностью, и сам участвует в общинной жизни: например, преподает школьникам иврит и основы еврейской традиции. Как ни странно, не собирается менять Петербург на Иерусалим или Кембридж, чтобы делать научную карьеру за границей. Да и вообще к перспективе эмиграции относится без энтузиазма, хотя признает, что все может измениться. Не раскаивается в выборе специальности — даже те, кто не собирается в аспирантуру, планируют и дальше заниматься еврейскими штудиями «для себя». Есть и более частные моменты: так, многие из тех, с кем мы говорили, с энтузиазмом разрабатывают туристические маршруты по еврейскому Петербургу (в Питере, оказывается, существует даже еврейская школа гидов, координатор которой — студентка 5-го курса кафедры еврейской культуры Дина Подольная).

Анжелика Петрушко и Илья Савенков (4-й курс), Виктория Миголатий (5-й курс), Яна Брук (5-й курс), Юлия Репина и Дина Подольная (5-й курс)

 

Но что самое удивительное — едва ли не все студенты думают об усовершенствовании учебных программ и готовы к внесению рацпредложений. Так, пятикурсница Виктория Миголатий полагает, что в существующей сетке слишком мало часов арабского языка — а «это предмет, необходимый для специалиста по средневековой еврейской культуре». Студенту 4-го курса Роману Ляпунову не хватает лекций по современной истории Израиля и спецкурсов по выбору (впрочем, по словам профессора Тантлевского, преобразование центра в кафедру сопровождается переходом на систему ба­ка­лав­ри­ат–ма­ги­стра­ту­ра, а в магистратуре селективных курсов будет хоть отбавляй; ну а израилеведение и вовсе относится к приоритетным направлениям развития кафедры). А однокурсник Романа Илья Савенков считает, что не мешало бы дополнить все читаемые курсы еще одним, который «объяснял бы, для чего нужны все остальные, какое место занимают они в общей картине, — такой структурный стержень». Он же жалуется, что в учебном плане нет истории философии и вообще «все, что касается философии, пролетело за семестр». Да и география не помешала бы: «без географии историю изучать довольно трудно».

Дина Подольная и ее сокурсница Яна Брук до того, как поступить в СПбГУ, год отучились в Израиле: Яна — в Иерусалимском университете, Дина — в Хайфском. Обе констатируют, что подходы к преподаванию там и в Петербурге до того разные — даже трудно сравнивать: «Израильского преподавателя занимает вопрос, как его лекция, его академические труды влияют не только на интеллект, но и на личность студента. Когда ты читаешь средневековые философские трактаты, это затрагивает тебя как человека, как еврея, а не только как специалиста. Ты не просто занимаешься анализом текста, языка, концепции — ты пытаешься соотнести прочитанное со своим мировосприятием. И израильские профессора уделяют этому аспекту большое внимание. А российский университет предлагает, может быть, более глубокое изучение текста с академической точки зрения, но вот этого “личного” момента практически совсем нет». Впрочем, в ответ на эту реплику еще одна пятикурсница, Юлия Репина, примирительно замечает, что на кафедре очень много приезжих преподавателей, которые привносят в традиционный российский подход именно такую модель.

В общем, эта беседа больше всех официальных показателей убедила меня в том, что трансформация центра в кафедру вполне назрела. Какие тут могут быть сомнения, если студенты озабочены только тем, как бы набрать побольше аудиторных часов?

И лишь один вопрос беспокоил меня: а что собираются делать они со своей экзотической профессией по выходе из стен университета? Но на вопрос: «Собираетесь ли вы работать по специальности?» — мои собеседники отвечали как настоящие студенты кафедры еврейской культуры: «А что значит работать по специальности?»

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.