[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2011 НИСАН 5771 – 4(228)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

Рош ходеш менахем ава, 5733

<…> Я хотел бы поделиться с Вами мыслью, которая волнуют меня вот уже несколько недель — о недостаточном внимании, которое мы уделяем еврейскому образованию детей, не достигших возраста бар/бат мицвы, включая самых маленьких. Даже в тех кругах, где на образование мальчиков и девочек постарше обращают серьезное внимание, существует повсеместная тенденция более легкомысленного отношения к еврейскому воспитанию самых маленьких.

Это удивительно, поскольку Тора крайне серьезно относится к воспитанию малышей. Достаточно вспомнить постановление мудрецов[1], что, как только ребенок научится говорить, отец должен начать учить его Торе, и в первую очередь научить словам: «Тору дал нам Моше, наследие общины Яакова»[2].

На первый взгляд двухлетнего малыша, который только-только начал говорить, и Тору, которую наш учитель Моше получил на Синае в возрасте восьмидесяти лет, находясь на вершине своего величия, разделяет огромная дистанция. Однако именно этого и добивались мудрецы: установить непосредственную связь между этим малышом и Торой, которую Моше получил на Синае. Поэтому рабби Шнеур-Залман из Ляд, основатель движения Хабад, начинает свой труд о законах изучения Торы с этого постановления мудрецов.

В связи с этим я написал два обращения к детям, не достигшим возраста бар/бат мицвы, которые, я надеюсь, покажутся вам важными и интересными…

Я не сомневаюсь, что Вы заподозрите меня в завуалированной просьбе о денежной помощи. <…> Я открыто говорю о том, что меня интересует, — еврейские дети! Как сказано: «Отдай мне людей»[3], «людей» — в данном случае детей, и, разумеется, не мне, а Торе, в соответствии с заповедью, о которой евреи вспоминают дважды в день: «И внушай их твоим детям»[4] (ученики называются «детьми»[5]) <…>

 

Отрывок из недатированного письма

<…> Я получил Ваше письмо, в котором Вы излагаете свой взгляд на иуда­изм, описываете свои проблемы и внутренние конфликты.

Из Вашего письма я не совсем понял, в чем конкретно Вы хотели бы спросить моего совета. Однако раз мудрецы говорят, что каждый еврей обязан заботиться о других евреях, даже совершенно ему незнакомых, то это тем более справедливо в Вашем случае, после того, как Вы написали мне и в письме открыли свою душу. Поэтому я полагаю, что мой долг и даже привилегия — ответить Вам соответствующе. Вы сможете принять мой совет или, если Вам будет угодно, рассматривать его как «размышление вслух».

Прежде всего, необходимо разобраться, как различные современные религиозные течения[6] соотносятся с аутентичным иудаизмом. Внимательный анализ их подходов не оставляет никаких сомнений, что в их основе лежит компромисс, готовность поступиться принципами ради удобства или лучшей «адаптации» к сиюминутным обстоятельствам места и времени.

Следствием этого является, во-первых, то, что, встав на путь компромисса, отказавшись от незыблемой веры в Б-жественный закон, никогда не знаешь, как далеко зайдешь. Природа человека такова, что, как только он соглашается на компромисс в вопросах веры, начинается непрерывное скольжение вниз, причем каждый следующий этап дается все легче и легче. Во-вторых, при этом теряется уважение к собственной вере, с которой, как кажется, всегда «можно договориться». Немного «подрезать» с одной стороны, немного — с другой, — какую ценность будет иметь то, что осталось в итоге, какую обязательную силу оно будет иметь? Наконец, в-третьих, человек теряет уважение к самому себе, поскольку осознает, что ему не хватило сил и мужества жить в соответствии с собственными убеждениями или верой своего народа и он предпочел путь наименьшего сопротивления.

Молодым людям, полным энергии, решимости и чистой веры, чуждо стремление к компромиссу в чем бы то ни было, и уж тем более — когда речь идет о высших, жизненных ценностях. Это объясняет то, почему подавляющее число конформистов в общественной и повседневной жизни — люди в возрасте. Напротив, молодые люди относятся к своим убеждениям гораздо серьезнее и готовы многое вытерпеть ради них.

Готова ли нынешняя молодежь справиться с реальными жизненными проблемами?

В Америке, к сожалению, большинство родителей, какими бы наилучшими намерениями они ни руководствовались, чаще заботятся о материальном, нежели духовном благополучии своих детей. Причины этого легко объяснимы. Вынужденные преодолевать многочисленные экономические трудности, обнаружив, что их религиозные убеждения не выдержали испытания на прочность в материалистическом обществе, эти эмигранты и дети эмигрантов пришли к выводу, что их главная задача — оградить детей от материальных проблем, от которых так жестоко пострадали они сами. Поэтому они в первую очередь заботились о карьере, профессиональном образовании и других вещах, гарантирующих экономическую стабильность, предоставив детям самим разбираться с вопросами религии и мировоззрения. Как следствие, какими бы благими ни были намерения родителей, результат один и тот же: они способствуют возникновению такого образа жизни, при котором принципы приносят в жертву целесообразности, а многовековые традиции меняют на реальные или воображаемые материальные блага.

Нет ничего удивительного в том, что нынешние юноши и девушки оказались совершенно не готовы к потрясениям, обрушившимся на весь мир в целом и на еврейский мир в особенности. Беспрецедентные по своим масштабам мировые войны, за которыми следовали экономические подъемы и кризисы, разрушили многие надежды и ожидания даже в материальной сфере. Что же касается мира духа, то банкротство ведущих идео­логий привело многих молодых людей к духовному и нравственному разочарованию. В их душах и сердцах образовался вакуум, который они не знают, чем заполнить. Всеобщее разочарование и отчаяние, охватившие нынешнюю молодежь, и вызванные этим многочисленные моральные и социальные проблемы — все это общеизвестно и слишком болезненно, чтобы останавливаться на этом подробно.

К счастью, в последние годы среди еврейской молодежи, прежде всего образованной, наблюдается новая тенденция — все больше юношей и девушек пытается приблизиться к миру идей и духа. Это неудивительно: будучи детьми «народа Книги», народа святого и духовного в первооснове своей, они обладают врожденным стремлением к этому, по крайней мере, на подсознательном уровне. Разочарование и отчаяние побудили их к поиску новых жизненных путей, которые позволили бы обрести твердую почву под ногами, внутренний покой, сделали жизнь насыщенной.

Некоторым из них посчастливилось встретиться, случайно или намеренно (впрочем, и то и другое — в руках Неба), с нужным человеком, который помог найти истинный путь. Другие, к несчастью, еще блуждают в потемках. Долг и веление времени — помочь этим юношам и девушкам найти путь домой, к «источнику живой воды»[7], чтобы они могли утолить свою жажду. Разумеется, это право и долг каждого еврея, поскольку заповедь «люби ближнего, как самого себя»[8] касается любого из нас.

Не нужно объяснять, что резкая смена образа жизни сопряжена с трудностями и испытаниями. Поэтому чем скорее закончится переходный период, тем лучше. Он требует настойчивости и стойкости, и если человек находит в себе необходимые для этого силы (а они, потенциально, есть в каждом из нас, нужно их лишь реализовать), то трудности оказываются меньшими, чем это казалось сначала. Порой необходим решительный и болезненный разрыв с прошлым, но постепенно, со временем, путь становится легче. Разумеется, родовые муки переходного периода нужно постараться сократить. И в тот момент, когда человек заново рождается для Торы и заповедей, он обнаруживает, что наконец-то обрел ключ к внутренней гармонии, душевному покою, самореализации и счастью.

Симхат Тора в московской сина­гоге, исполнение акафот: семь обходов вокруг бимы, во время
которых люди поют и танцуют со свитками Торы в руках. Конец 1970-х – начало 1980-х годов

 

Сказанное выше поможет Вам понять мое мнение относительно главной темы Вашего письма. Вы пишете о реакции родителей на Ваше решение следовать путем, который Вам представляется верным, о возникшем конфликте. Однако даже если встать на родительскую точку зрения, их главное желание, несомненно, видеть своего ребенка счастливым. И как бы они ни представляли себе Ваше счастье, они не могут не понимать, что оно невозможно без внутренней гармонии и душевного покоя.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения родителей, то, при условии что Вы подчинитесь их давлению и согласитесь на компромисс, это позволит на какое-то время избежать конфликтов. Однако следует искать не краткосрочное, а долгосрочное решение. Как я понял из Вашего письма, подобный образ жизни не позволит Вам быть в мире с самим собой. Рано или поздно Ваши родители заметят, что лишь отдаляются от собственной цели — видеть счастливым своего сына.

В рамках одного письма невозможно обсудить все проблемы подробно. Однако мне кажется, что я изложил основные резоны, которые Вы сможете обдумать самостоятельно.

Прежде чем закончить это письмо, я хочу упомянуть о человеке, с которым Вы знакомы и чья жизнь может послужить Вам примером. Как Вы, скорее всего, знаете, он родился и вырос при коммунистическом режиме[9]. Казалось, нет никакой возможности, никакой надежды бежать оттуда. И в такой ситуации, как представлялось многим, был возможен один-единственный путь — приспособиться к окружающей действительности. Тем более что религиозное меньшинство, к которому принадлежала его семья, было не просто меньшинством, но подвергалось жестоким гонениям со стороны тиранического режима, который невозможно было сменить при помощи демократических процедур. Тем не менее он, его братья, вся его семья оставались тверды и не шли ни на какие уступки и компромиссы. Сегодня все они живут в свободной стране, следуют Торе и заповедям точно так же, как и их родители при коммунистах, и могут гордиться своим прошлым.

Более того, они осознают, что свобода, которой они теперь пользуются, накладывает на них дополнительные обязательства по отношению к другим евреям. Они считают, что, после того как огромная часть нашего народа была уничтожена в ходе второй мировой войны, обязанности каждого выжившего еврея возросли многократно.

Сказанное в этом письме описывает Вашу проблему и ее возможное решение лишь в самом общем виде. Что же до конкретных шагов — каким образом воплотить это решение в жизнь, — это зависит от конкретных людей, обстоятельств и дополнительных факторов. Главное — помнить, что путь Торы — сочетание мягкости и тепла с необходимой твердостью. Этот путь наиболее эффективен. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       Вавилонский Талмуд, Сукка, 42а.

 

[2].       Дварим, 33:4.

 

[3].       Берешит, 14:21. Полностью этот стих звучит так: «Отдай мне людей, а имение возьми себе». Цитируя этот стих, Ребе лишний раз подчеркивает, что его интересуют не деньги.

 

[4].       Дварим, 6:7.

 

[5].       Раши. Там же.

 

[6].       Вероятно, Ребе имел в виду не только реформистов и консерваторов, но и наиболее модернистскую часть «современных ортодоксов» (Mo­dern orthodox).

 

[7].       Ирмеяу, 17:13.

 

[8].       Ваикра, 19:18.

 

[9].       Скорее всего, в СССР.