[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2011 НИСАН 5771 – 4(228)

 

 

Мик Джаггер. Фотоальбом

Москва, Дом фотографии, до 15.04.2011

Клод Гассиан. Копенгаген, 1995

©Claude Gassian

Биеннале «Мода и стиль в фотографии» уже давно больше про стиль, чем про моду. Тем и интересно. В конце концов, публике не обязательно всерьез воспринимать персонажей этой бесконечной ярмарки тщеславия, жертвами которой оказываются модельеры, а порой и прославляющие их фотографы.

Среди героев фотофестиваля нынешнего года Марлен Дитрих и звезды мирового кино в объективе Джона Кембриджа, итальянские папарацци 1950-х и современный немецкий классик Юрген Теллер (одна из его работ интерпретирует образ знаменитой кушетки, couch, Зигмунда Фрейда). Отдельная выставка посвящена Мику Джаггеру, легенде не одного только рока, но и культуры в целом. Не зря его снимали великие кинорежиссеры, от Годара до Скорсезе, — и великие фотографы тоже. В том числе и Анни Лейбовиц. Вообще-то она сделала портреты многих знаменитостей, не покладая рук работала для журнала «Vanity Fair» (истории фотографии в этом журнале посвящена специальная выставка в рамках биеннале), но применительно к основателю «Роллинг Стоун» ее талант выглядит особенно примечательно. Жаль, авторские права не позволяют нам воспроизвести портрет ее работы.

 

Файнингер и Маркс. Традиции из Баухауза

Бремен, Музей Маркса, до 25.04.2011

Один из залов выставки «Файнингер и Маркс».  Музей Маркса. Бремен

Сто тридцать с лишним картин, эскизов и скульптур на двойной выставке в Бремене отражают все художественные интересы авторов, от позднего экспрессионизма до абстрактных тенденций 1950-х. Хотя изначально кажется, что между живописцем Лионелем Файнингером (1871–1956) и скульптором Герхардом Марксом (1889–1981) различий больше, чем общего. Тем более что Файнингер начинал как карикатурист, заключавший контракты с американскими газетами на циклы комиксов (что не помешало ему стать одним из самых поэтичных живописцев века). Но школа объединяет и разнонаправленное — тем более если такой школой был Баухауз. Оба преподавали там в начале 1920-х. Позже, когда их профессиональные пути разошлись, они продолжали поддерживать близкие отношения. Благодаря Файнингеру Маркс, уже ставший к тому времени одним из самых знаменитых скульп­торов Германии, даже начал заниматься гравюрой.

Перерыв в отношениях возник лишь после эмиграции Файнингера — после 1935 года он с женой Юлией, урожденной Лилиенфельд, вынужден был уехать в Америку, где их сын, Андреас Файнингер, прославился как фотограф. Работы старшего Файнингера были изъяты из немецких музеев, некоторые из них показывали на выставках «дегенеративного искусства», причем порой они соседствовали со скульп­турами Маркса (тот остался в Германии, но получил запрет выставляться). После войны отношения возобновились благодаря переписке. В это же время у них был и общий галерист в Нью-Йорке, Карл Валентин. Но важным в их отношениях оставалось все же другое.

 

Густав Малер

Париж, Музей Орсэ, до 27.05.2011

Анна фон Мильденбург. Неизвестный фотограф. Библио­тека и коллекции Венского общест­ва любителей музыки

Малер перед Венской оперой. Неизвестный фотограф. 1904 год. Библиотека и коллекции Венского общества любителей музыки

У Малера все сошлось: в прошлом году отмечали 150-летие его рождения (огромную выставку показал Театральный музей в Вене), в этом наступает 100-летие со дня его смерти. По этому поводу Музей Орсэ собрал небольшую, но эффектную экспозицию, разместившуюся всего в одном зале, 67-м. Но размер не имеет значения, если представлены редкости, а сам рассказ осмыслен до последней запятой.

Основной упор сделан на композиторской и дирижерской стороне жизни Малера, его директорству в операх Гамбурга и Будапешта и прежде всего Вены — ведь Малер-симфонист известен сегодня всем меломанам, а вот его деятельность как интенданта и интерпретатора воссоздать довольно сложно. Об этой поре напоминают эскизы костюмов и декораций Генриха Лефлера и Альфреда Роллера — последний считается важнейшим реформатором оперной сцены в начале ХХ века. Рассказывая о биографии Малера, трудно забыть об антисемитских выпадах в его адрес в пору директорства в Вене (Малер принял католицизм, чтобы занять этот пост) — в Париже представлены, в частности, прижизненные карикатуры на композитора, порой откровенно злобные. Отношение современников к Малеру было восторженным, если говорить о ценителях музыки, и недоброжелательным, если фокусироваться на реакции чиновников: в Австро-Венгрии Габсбургов она порой была просто чудовищной и во многом вызвала пессимистичное признание композитора: «Я повсюду незваный гость, везде я нежеланен». Многих раздражали и жесткие меры, предпринятые оперным директором против «клаки», его запрет входить в зал во время представления.

В Орсэ удалось собрать немало редких материалов, не только рукописи и партитуры, но и живопись (есть даже полотно Густава Климта), рисунки, пастели и скульптуры, а также не публиковавшиеся прежде фотографии начала века, например неизвестный ранее портрет певицы Анны фон Мильденбург. Малер был серьезно ею увлечен во время работы в Гамбургской опере в 1890-х годах, дело дошло до помолвки. Выставлен и веер с автографами Брамса, Иоганна Штрауса, Малера и его учителя по классу фортепиано Юлиуса Эпштейна. Материалы происходят из трех европейских архивов — венских Музикферайна и Театрального музея, а также парижской Медиатеки имени Малера. Последнюю основали четверть века назад музыковеды Морис Флёре и Анри-Луи де ла Гранж, решившие сделать общедоступными свои личные собрания. В результате слияния двух коллекций сформировались, в частности, фонды Дебюсси и Сен-Санса, Корто и Россини. Фонд самого Малера включает в себя не только переписку и фотографии, но и автографы, например финал Девятой симфонии. Есть здесь и личные вещи, такие, как дирижерская палочка и очки Малера. Тайну творчества они не откроют, но навести на ее след могут.

 

Труде Фляйшман. Уверенный в себе взгляд

Вена, Музей на Карлсплац, до 29.05.2011

Труде Фляйшман. Портрет Карла Крауса. 1930 год

В 1920-х годах в Австрии было много хороших фотографов, но немногие были известнее Труде Фляйшман (1895—1991). Венскому периоду ее творчества, пришедшемуся на 1920—1938 годы, и посвящена выставка в городе, где Фляйшман открыла собственное ателье уже в возрасте 25 лет. Тогда произошло настоящее женское вторжение в профессию, прежде бывшую исключительно мужской, — любопытно, что многие фотографессы новой волны были, как и Фляйшман, еврейского происхождения. Она снимала все подряд, от штудий человеческого тела и модных танцовщиц до портретов театральных актеров. Но историческую славу ей принесли портреты интеллектуалов — поэта и критика Карла Крауса, архитектора Адольфа Лооса, физика Альберта Эйнштейна.

Помимо ставших уже хрестоматийными работ, кураторы отобрали и малоизвестные фотографии, в том числе из австрийской прессы 1920-х, и не публиковавшиеся прежде. Музей Вены обладает самым значительным архивом Фляйшман в мире, хотя после эмиграции та получила американское гражданство, а какую-то часть жизни провела в Швейцарии. После войны сделала фотокарьеру в Нью-Йорке, не столь яркую, как на родине, но достойную, даже открыла собственную студию. В Вену приехала лишь однажды, почувствовала, что город не ее, жить здесь уже невозможно. В Америке торжественно отметили ее 90-летие, в Нью-Йорке она и умерла.

Алексей Мокроусов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.