[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 12(224)

 

После встречи с раввином

Пишу вам, поскольку являюсь давним почитателем журнала. Этим летом я снимал свой очередной документальный фильм – «Дорога к Храму», о возрождении еврейской общины в Кривом Роге. Предложил мне снять этот фильм генеральный продюсер продюсерского центра «Клото» Владимир Львович Синельников, за что бесконечно ему благодарен. Ни над одним из своих кинопроектов не работал я с таким упоением. Девять лет назад в заштатный, пролетарский город Кривой Рог приехал раввин Лерон Эдери, и за время его пребывания еврейская община стала центром притяжения удивительных людей, и не только евреев. Один из героев моего фильма – украинский художник Николай Рябоконь. На его полотнах запечатлены навсегда уходящие в прошлое дворики еврейских кварталов. Когда-то, в начале ХХ века, 47% населения этого города составляли евреи. Они создавали здесь в первые пятилетки фабрики, заводы, металлургический гигант «Криворожсталь». В годы ВОВ всех, кто не успел эвакуироваться, а было их большинство, гитлеровцы уничтожили. Шесть тысяч сбросили живьем в одну из шахт в пригороде Кривого Рога. Вопли казненных еще долго доносились из-под земли. Сейчас в 700-тысячном Кривом Роге осталось всего 12 тыс. евреев. И Николай Рябоконь торопится запечатлеть на холстах быт и аромат исчезающего еврейского мира. Есть в городе еще один художник – Александр Янута. После встречи с Лероном Эдери его душа шагнула навстречу еврейскому духовному миру. В моем фильме этому уделено много внимания. Даже у еврейских художников я не встречал такого глубокого проникновения в еврейскую культуру и историю.

Вилен Визельтир, Москва

 

Вы читали? Евреи и десятилетие. Беседу ведет Матвей Ганапольский //2010, № 2

Реакция. Статистика способна определить тенденцию и помочь в выявлении закономерностей и причин тех или иных явлений. С этих позиций г-н Магаршак близко к реальности проследил тенденции массового исхода евреев из стран СНГ. Но постараемся быть объективными и зададимся вопросом, почему до исхода, при столь высоком потенциале, советская наука, культура и искусство так и не смогли вырваться на передовые позиции в мире? Все дело в том, что, кроме мозгов, должны быть сняты буквально все сдерживающие ограничения. Какой смысл публиковаться, если приходится цеплять огромный хвост соавторов? Двери АН СССР открываются не столько для гениев, сколько для активистов в научных кругах. Изменилось ли что-то в современной России? Конечно, нет. Поэтому и надеяться не на что. Все надежды на силиконовый рай заведомо обречены на неудачу.

Иосиф Хейфец, Интернет

 

Вы читали? Оксана Алексеева. Вкусные радости // 2010, № 8

Реакция. В номере дается рецепт тейгелех от технолога ресторана «Йона» Татьяны Карелиной. Я давно уже бабушка, и вся моя большая семья: дочь, невестка и даже старшие внуки – пользуется рецептами из тетради моей мамы, бабушки Беллы. Тейглах (именно так говорила мама) я и сейчас делаю, но рецепт у меня совсем другой, нежели тот, который предлагаете вы.

Тесто: 5 яиц, 2 столовые ложки подсолнечного масла – замесить не слишком круто. Сделать длинные полоски (1–1,5 см шириной) и нарезать кусочками, которые чуть подрумянить в духовке. Смешать 1/2 стакана меда и 1/4 стакана сахара и имбирь. Распустить в большой миске или в кастрюле, высыпать туда шарики теста, добавить стакан орехов, по форме не отличающихся от кусочков теста (фундук), и, постоянно помешивая, довести до золотистого цвета. Выложить на доску, смоченную холодной водой и влажной рукой (осторожно, можно обжечься!) разровнять в один слой. Остывшую массу разломать в вазу как получится.

Анна Корецкая, Москва

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.