[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 11(223)

 

ТОНИ КЕРТИС. АКТЕР БЕЗ АМПЛУА

В Лас-Вегасе в возрасте 85 лет умер от инфаркта Тони Кертис, секс-символ Голливуда 1950–1960-х, для которого не существовало понятия «амплуа».  

Голливудский актер Тони Кертис родился в Бронксе, но до пяти или шести лет даже не говорил по-английски. Да и звали его по-другому. Урожденный Бернард Шварц был сыном евреев, иммигрировавших из Австро-Венгрии, а точнее – из венгерского города Матезалка. Отец был портным, семья, в которой, кроме Бернарда, было еще двое сыновей,  жила в дальних комнатах лавки. Несмотря на то что мать Берни однажды получила небольшую роль в шоу Граучо Маркса, семья все равно жила заработками отца – у матери диагностировали шизофрению, которую унаследовал и один из братьев – Роберт. Двух здоровых сыновей отец отдал в приют, по одним данным – потому, что не мог их прокормить, по другим – из-за склонности к правонарушениям. В один прекрасный день Шварц-старший просто отказался  выкупать Берни из полиции, решив, что государство позаботится о нем лучше. Государство не справилось – брата Джулиуса сбил грузовик.

В приюте юный Шварц сумел обаять всех. Он был невероятно худ и невероятно красив и не испытывал проблем ни с полноценным питанием, ни с вниманием окружающих. Позже Бернард Шварц при содействии соседа семьи попал в лагерь бойскаутов. В юноше проснулась страсть к рисованию, и вплоть до самого начала второй мировой войны он был уверен, что его ждет карьера художника.  

Сразу после японской бомбардировки Перл-Харбора Бернард Шварц завербовался на военный флот. Пошел служить на подлодку, как его любимые киногерои Кэри Грант и Тайрон Пауэр. Тони Кертис вспоминал годы, проведенные на флоте, как страшный сон. Не имея никаких иных достоинств и талантов, кроме смазливой внешности, юноша решил выбрать актерскую стезю. Армия оплатила его образование – как-никак дослужил до самой капитуляции Японии. Демобилизовавшись, он стал брать в Нью-Йорке уроки актерского мастерства у немецкого режиссера Эрвина Пис­катора, современника и единомышленника Бертольда Брехта. В Нью-Йорке Бернард Шварц попался на глаза кастинг-агенту Джойс Селзник – племяннице знаменитого режиссера Дэвида О. Селзника. Она настояла на переезде молодого актера в Голливуд, а также на смене имени – в те времена на пропитанной антисемитизмом «Фабрике грез» имя могло стать помехой карьере. Имя «Тони» он взял у главного героя фильма «Энтони Эдверс», фамилия же была трансформированным «Куртц», семейным именем по материнской линии. Тони Кертис прибыл в Голливуд в 1948 году и заключил контракт с «Universal Pictures», однако первую роль получил лишь год спустя. Его покровительница считала, что сперва он должен обрасти связями, намозолить всем глаза, обрести необходимые навыки, включая фехтование и верховую езду.  

Кертис начал кинокарьеру с небольшого эпизода в фильме «Крест-накрест», где в его задачу входило вызвать ревность главного героя, роль которого исполнял Берт Ланкастер. Кертис играл танцора румбы, который уводит девушку у героя Ланкастера. Как и следовало ожидать, двух минут на экране хватило, чтобы студию завалили письмами с вопросами о новом красавчике. В первые голливудские годы Кертис играл не только романтических героев, к ролям которых располагала внешность, но и всяческих пройдох, – видимо, работали детские воспоминания. С жизнью шпаны он был знаком не понаслышке.  

Комедия с переодеваниями и юмором на грани приличий «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее», 1959) сделала Тони Кертиса глобальной звездой и обрекла актера на вечные вопросы журналистов о работе (а может, не только) с Мэрилин Монро в фильме. Впрочем, он никогда особенно не сопротивлялся, полагая: «Они делают свою работу, а я – свою, к тому же мне всегда есть что рассказать». Пресса внимательно следила не только за его карьерой в кино и на ТВ, но и за перипетиями всех пяти его браков. В 1968 году Тони Кертис нанес очередной удар по своему романтическому амплуа, сыграв серийного убийцу Де Сальво в «Бостонском душителе».  С середины 1960-х актер все больше времени уделял телевидению и своей сокровенной мечте – живописи, причем преуспел и в последней: одна из его работ имеется в коллекции музея «Метрополитен». На советских экранах он снова появился в 1980-х – в детективе по Агате Кристи «Зеркало треснуло». Последняя работа Тони Кертиса на большом экране – «Давид и Фатима», скромная лента 2008 года о любви в Иерусалиме еврейского юноши и палестинской девушки, снятая, понятное дело, с намеком на известный шекспировский сюжет. Тони Кертис сыграл здесь персонажа по имени… «Мистер Шварц».

Борис Барабанов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.