[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2010 ТИШРЕЙ 5771 – 10(222)

 

Заступница сынов израиля

Ицхак Стрешинский

11 хешвана еврейский народ отмечает годовщину смерти праматери Рахели, заступницы еврейского народа. Благодаря ее мольбам и слезам Всевышний готов вернуть евреев из изгнания.

Гробница Рахели. Джозеф Тернер. 1835 год.
Blackburn Museum and Art Gallery, Lancashire. Bridgeman Art Library

 

Праматерь Рахель была второй женой праотца Яакова, матерью двух из его сыновей, Йосефа и Биньямина. В книге Берешит рассказано о том, как Яаков работал за Рахель семь лет, но ее отец Лаван обманул его и подменил Рахель своей старшей дочерью Леей. Лаван объяснил этот обман тем, что не выдают младшую дочь замуж раньше старшей, и предложил отдать Рахель Яакову, если тот согласится работать на него еще семь лет. Яакову пришлось принять это условие Лавана. Рахель была отдана ему в жены, и он работал еще семь лет. После того как Лея и Рахель стали женами Яакова, Лаван дал в служанки Лее рабыню Зильпу, а Рахель – рабыню Бильгу.

В Торе говорится, что Рахель была «красива станом и лицом» и Яаков любил ее больше, чем Лею. Однако Лея родила Яакову четырех сыновей, а Рахель была бесплодной. По обычаю того времени Рахель, чтобы тоже иметь сына, предложила Яакову свою служанку, Бильгу. Та родила ему двух сыновей, и Рахель дала им имена Дан и Нафтали. После того как Лея родила Яакову шесть сыновей и дочь, Рахель тоже забеременела и родила сына, которого назвала Йосеф. Рахель умерла во время родов второго сына – на пути из Бейт-Эля в Эфрат. Умирая, она назвала своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), но Яаков дал ему имя Биньямин.

В книге Берешит (35:19-20) сказано, что Яаков похоронил Рахель на дороге в Эфрат (он же Бейт-Лехем) и воздвиг над ее могилой памятный знак. Отметим, что в книге Шмуэль I, 10:2 пророк Шмуэль, после помазания на царство потомка Рахели, Шауля из колена Биньямина, говорит ему: «Когда пойдешь ты от меня сегодня, найдешь двух людей у могилы Рахели на границе Биньямина в Цельцахе…» Мудрецы спрашивали, как может быть, что могила Рахели находится «на границе Биньямина в Цельцахе»? Ведь согласно книге Берешит, Рахель погребена на дороге в Эфрат, в пределах колена Йеуды. Они объясняют этот стих так: в то время, когда Шмуэль говорил с Шаулем, те два человека были возле могилы Рахели. Шмуэль имел в виду, что и они, и Шауль пойдут навстречу друг другу и он найдет их на границе колена Биньямина (Тосефта Сота, 11:11). Комментаторы и исследователи Танаха, как обычно, расходились в понимании стихов о могиле Рахели, но не это тема данной статьи.

Если книга Берешит рассказывает в основном о частной, семейной жизни Рахели, то другие упоминания в Танахе подчеркивают, что она сыграла роль матери всего народа Израиля. Так, в книге Рут народ благословляет Боаза, который берет Рут в жены: «Пусть сделает Бг жену, входящую в твой дом, подобной Рахели и Лее, которые вдвоем построили дом Израиля…» (Рут, 4:11). Можно отметить, что, хотя речь идет о жителях БейтЛехема из колена Йеуды, потомках Леи, народ вначале упоминает Рахель, а затем уже Лею, и этим определено значение Рахели. После разделения объединенного царства на северное Израильское и южное Иудейское потомки Рахели оказались по обе стороны границы. Потомки сыновей Йосефа, Эфраима и Менаше оказались в Израильском царстве, а потомки Биньямина связали свою судьбу с потомками Йеуды и Иудей­ским царством.

Очень важно упоминание Рахели в пророчестве Ирмеяу, пророка времен разрушения Первого храма и начала Вавилонского изгнания: «Так сказал Бг: “Голос слышится в Раме (другой вариант перевода – „в выси“. – И. С.), рыдание, горестный плач: Рахель оплакивает своих сыновей; отказывается утешиться из-за сыновей своих, потому что нет их”. Так сказал Бг: “Удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, потому что есть воздаяние за труд твой, – слово Бга, – вернутся они из вражьей страны. И есть надежда будущему твоему, – слово Бга, – вернутся сыновья к своим пределам”» (Ирмеяу, 31:14-16). В пророчестве Ирмеяу подчеркнута связь Рахели с ее сыновьями в широком смысле этого слова, то есть со всем народом Израиля, и историческая роль Рахели в процессе Избавления еврейского народа.

Мысль о том, что Рахель – заступница народа Израиля в изгнании, получила развитие в словах мудрецов в мидрашах. Так, в мидраше «Берешит раба» сказано: «По какой причине праотец Яаков решил похоронить Рахель на дороге в Эфрат? Потому что праотец Яаков предвидел, что изгнанники пройдут там и Рахель будет просить смилостивиться над ними» (Берешит раба, 82:10). В мидраше «Псикта рабати» (3, 11б) приводится диалог между Яаковом и Йосе­фом, в котором Яаков объясняет сыну, по какой причине он не похоронил Рахель в семейной гробнице в Пещере праотцев, в Хевроне. Согласно этому тексту, Всевышний не дал Яакову похоронить Рахель в Пещере праотцев, поскольку знал, что Храм будет разрушен и евреи пойдут в изгнание. Изгнанники будут просить праотцев, чтобы те молились за них, но это им не поможет. По дороге они припадут к могиле Рахели, и она попросит Всевышнего о милости и скажет Ему: «Властелин мира, прислушайся к голосу моего плача и смилуйся над моими сыновьями». Всевышний услышит ее молитву.

В мидраше «Эйха рабати» (Петихта, 24) приводится диалог Рахели со Всевышним, основанный на сообщении книги Берешит о том, что Лаван подменил Рахель Леей после того, как Яаков отработал за Рахель семь лет. Рахель так обращается к Всевышнему: «Властелин мира, известно Тебе, что раб Твой Яаков сильно любил меня и работал за меня на моего отца семь лет. И когда закончились те семь лет и пришло время моей свадьбы с моим мужем, задумал мой отец подменить меня моей сестрой. Это было мне очень тяжело. Так как стало известно мне об этом замысле, я сообщила моему мужу и передала ему приметы, чтобы он различал между мной и моей сестрой, чтобы не мог отец подменить меня. После этого я передумала, стерпела и смилостивилась над моей сестрой, чтобы та не опозорилась. Вечером я передала своей сестре все тайные знаки, о которых я договорилась с моим мужем, чтобы он считал, что она – Рахель». Затем, согласно этому мидрашу, Рахель обратилась ко Всевышнему и сказала, что если она, обычный человек, не завидовала своей сестре и не опозорила ее, то почему милостивый Всевышний возревновал из-за идолопоклонства и изгнал ее сыновей, и враги убивали их и делали с ними все, что хотели. В мидраше сообщается, что Всевышний смилостивился и сказал: «Ради тебя, Рахель, я возвращаю народ Израиля на его место». И как подтверждение этому приводятся слова пророчества Ирмеяу.

Почему именно Рахель стала заступницей еврейского народа в изгнании? Можно указать несколько причин этого, опираясь на то, что рассказано о ее судьбе в книге Берешит. Рахель, умирая, дала жизнь своему сыну Биньямину, и в этом можно увидеть символ материнского самопожертвования. А то, что Рахель была похоронена при дороге у Бейт-Лехема, а не в Пещере праотцев в Хевроне, как остальные праотцы и праматери, – знак своего рода «изгнания». В соответствии с этим именно Рахели подобает сопровождать своих сыновей-изгнанников, и она утешится, когда сыновья вернутся в свою страну и на пути туда посетят ее могилу.

На протяжении веков праматерь Рахель упоминалась в молитвах евреев. Например, известный хасидский мудрец рабби Нахман из Брацлава составил молитву, которую следует читать возле могилы Рахели. Рахель постоянно упоминается в еврейской литургической поэзии, а также в ивритоязычной поэзии XX века. Образ Рахели, оплакивающей своих сыновей, использовался в литературе и произведениях пластического искусства, посвященных страшнейшим событиям в истории еврейского народа – уничтожению евреев в годы второй мировой войны. После Шестидневной войны, когда могила Рахели вместе со всей Иудеей и Самарией, а также Газой, Голанскими высотами и Синаем была возвращена еврейскому народу, в Израиле стала популярна песня с такими словами: «Смотри, Рахель, смотри, они вернулись к своим пределам».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.