[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2010 ТИШРЕЙ 5771 – 10(222)

 

Младший прежде старшего?

Марина Карпова

С изумлением обнаружив после первой брачной ночи на своем ложе не Рахель, а ее старшую сестру Лею, праотец Яаков отправился к тестю и потребовал от него объяснений. В ответ на упреки он услышал от Лавана: «Не делается так в нашем месте, чтобы младшую выдать прежде старшей» (Берешит, 29:26). В тексте Торы не сообщается, как отреагировал Яаков на слова Лавана. Однако, согласно мидрашу, он признал правоту тестя и дальнейших объяснений не требовал (Мидраш агадоль, Берешит, 29:28). И действительно, в патриархальном обществе дети почти всегда вступали в брак именно так, как сказал Лаван, – по старшинству, то есть сначала старшие, затем младшие. Эта практика была в равной степени характерна как для евреев, так и для неевреев. Так что Хатам Софер был совершенно прав, назвав ее в одном из посланий «обычаем, существовавшим еще до Синайского откровения».

Лея, Рахель, Лаван и Яаков. В.А. Фостер.
Книга библейских иллюстраций. 1897 год

 

Тора дважды перечисляет дочерей Целофхада из колена Менаше. Первый раз – когда упоминает о том, что они обратились к Моше и попросили дать им надел в Стране Израиля: «И подошли дочери Целофхада, сына Хeфeра, сына Гильада, сына Махира, сына Мeнаше, из семейств Мeнаше, сына Йосeфа; и вот имена его дочерей: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца» (Бемидбар, 27:1). A второй – когда рассказывает об их замужестве: «И вышли Махла, Тирца и Хогла, и Милка, и Ноа, дочери Целофхада, за сыновей своих дядей» (Бемидбар, 36:11). Заметим, что порядок перечисления не совпадает. С чем же это связано? В Талмуде высказано предположение, что в первом случае девушки перечислены в соответствии с их мудростью и познаниями в Торе, а во втором – по старшинству, поскольку «именно так вступают в брак еврейские женщины – сначала старшие, и только потом младшие» (Вавилонский Талмуд, Бава батра, 120а).

Чем вызван подобный обычай, на наш взгляд, вполне очевидно. Женитьба Яакова, который сам познакомился со своей будущей супругой и сам попросил ее руки, была исключением, а не правилом. Обычно браки заключались так, как в случае Ицхака и Ривки, – две семьи договаривались между собой, исходя из соображений богатства, престижа, политики и т. д. Что же до молодых, то их просто уведомляли о достигнутой договоренности, поэтому они нередко впервые видели друг друга лишь во время брачной церемонии.

Впрочем, так обстояли дела не только в библейские времена, но и гораздо позже. К примеру, Полина (Песя) Венгерова, оставившая интересные воспоминания о еврейской жизни XIX века, писала, что ее старшая сестра впервые увидела своего жениха только под хупой. Сама Полина росла уже в более либеральное время. Поэтому ей и ее будущему супругу все же позволили один раз поговорить перед свадьбой. Однако решение о браке (кстати сказать, удивительно счастливом) и в этом случае было принято родителями без участия молодых[1].

Браки не в таком уж давнем прошлом обычно были очень ранними. Детей женили, как правило, по достижении ими половой зрелости, а обручали порой и вовсе в младенчестве. Так что Джульетта, которая не нашла себе мужа к четырнадцати годам и поэтому считалась почти старой девой[2], не удивила бы еврейских читателей того времени. В этой ситуации было вполне естественно, что родители устраивали судьбу своих детей по мере достижения ими зрелости, то есть по старшинству.

Разумеется, случалось, что младшие дети вступали в брак раньше старших. Однако чаще всего это объяснялось тем, что старший почему-либо не мог создать семью – например, из-за душевного или телесного недуга. Поэтому, узнав о том, что в какой-то семье младшие дети вступили в брак раньше старших, окружающие подозревали серьезную проблему у старших. Это резко уменьшало их шансы когда-либо создать семью.

Исходя из этих соображений, раввины настаивали, чтобы родители женили/выдавали замуж своих детей строго по старшинству (Бейт Хадаш на Тур, Йоре деа, 245). Это правило касалось даже сирот, чьей судьбой занимались не родители, а община – сначала предписывалось женить или выдать замуж старших и только затем младших (Шульхан а-Эзер, 1:40).

Все это полностью соответствовало реалиям патриархального общества. Однако с тех пор, как известно, ситуация несколько изменилась. При этом возникает вопрос, как в таком случае поступить, чтобы не нарушить еврейский закон. Может ли младший вступить в брак со своей избранницей, не дожидаясь, пока старший создаст семью? Или же его долг – ждать до тех пор, пока старшие обретут свое счастье?

Хотя известные и авторитетные раввины, например рав Шломо-Мордехай Швадрон (Галиция, XIX – начало XX века), считают подобный порядок заключения браков по старшинству всего-навсего распространенным обычаем, однако в еврейской юриспруденции обычай нередко обретает силу закона, особенно если в его основе прецедент из Торы. Кроме того, как мы уже сказали, одной из целей подобной практики была защита репутации и интересов старших детей. А это слишком серьезные соображения, чтобы пренебречь ими. Поэтому, чтобы разрешить младшим вступать в брак прежде, чем старшим, нужны очень веские основания.

К счастью, имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют это сделать: изменение социального климата привело к тому, что многие ведущие раввины не раз высказывали отношение к данной проблеме.

Первое важное уточнение сделал рав Ицхак-Цви Лейбович, автор «Шульхан а-эзер» – сборника респонсов, посвященного правилам заключения брака. Говоря о том, что родители не должны выдавать замуж младших дочерей прежде старших, он внес одно весьма важное уточнение: за исключением тех случаев, когда старшая дочь добровольно согласилась на подобный брак. Логика этого уточнения вполне очевидна. Если старшая из сестер не возражает против замужества младшей, значит, она не считает, что этот брак нанесет ей серьезный ущерб. Следовательно, можно не откладывать брак, опасаясь ущемить ее интересы.

XIX век стал эпохой массовой еврейской миграции. Поэтому однажды раву Лейбовичу был задан вопрос: как поступать, если старшая сестра живет далеко (например, в Америке), и у семьи, оставшейся в Галиции или Бессарабии, нет возможности связаться с ней и получить ее согласие. Рав Лейбович ответил, что в этом случае можно не откладывать свадьбу: поскольку старшая сестра живет в другой стране, ее репутации замужество младшей сестры не повредит.

Еще одну важную поправку сделал рав Ицхак Брейш, один из известнейших европейских раввинов прошлого века. По его мнению, если младшая из сестер не просто нашла себе жениха, но и успела заключить официальную помолвку, не следует ее расторгать независимо от того, замужем ее старшие сестры или нет. Подобный поступок нанесет младшей сестре несправедливую обиду, а тем самым вступит в противоречие со словами пророка: «Остаток Израиля не сделает несправедливости» (Цфанья, 3:13; Хелькат Яаков, 1:125).

Следует принимать во внимание еще один важный фактор – возраст. Упомянутого выше раввина Швадрона как-то спросили, что делать двадцатидвухлетней девушке, если ее двадцатисемилетняя сестра все еще не замужем. Тот ответил, что она может создать семью, не дожидаясь старшей, ибо в противном случае рискует остаться старой девой. Не исключено, что на решение рава Швадрона повлияло еще одно важное соображение. Судя по тексту респонса, жених младшей сестры был достойным Б-гобоязненным евреем. И раввин прекрасно понимал, что в эпоху массовой секуляризации и ассимиляции найти второго такого кандидата будет очень и очень непросто (Мишна Йевамот, 6:6).

Во всех предыдущих случаях речь шла об однополых детях. Как же следует поступать, если младший брат захочет жениться раньше, чем его старшая сестра? Мнения раввинов в этом вопросе разделились. Рав Швадрон полагал, что в этом случае брат может жениться, поскольку ради обычая не следует откладывать исполнение заповеди из Торы «плодиться и размножаться» (согласно Талмуду, эта заповедь возложена только на мужчин, но не на женщин: Мишна Йевамот, 6:6). Однако рав Лейбович с этим не согласился. По его мнению, женитьба младшего брата может стать слишком тяжелым ударом для его старшей незамужней сестры. А для того чтобы не причинить боль человеку, можно и даже нужно отложить исполнение заповеди.

Наконец, радикально новый подход к упомянутому обычаю предложил рав Моше Файнштейн, один из величайших мудрецов прошлого столетия. По его мнению, данное правило в принципе относится только к тем случаям, когда два брата или две сестры уже обручены и вопрос лишь в том, в каком порядке играть свадьбу. В этом случае действительно недопустимо, чтобы младшие отпраздновали бракосочетание раньше, чем старшие. Но если старший еще не обручен, то младшие не обязаны откладывать устройство своей личной жизни, пока он определится (Игрот Моше, Эвен эзер, 2:1).

Обосновывая свое решение, рав Файнштейн высказал еще два соображения. Во-первых, поскольку прежде евреи женились довольно рано, то если младшие дети вступали в брак раньше старших, окружающие могли подумать, что это связано с какой-либо проблемой. Однако в наши дни многие сознательно откладывают создание семьи – ради изучения Торы, овладения специальностью, из карьерных соображений и т. д. Следовательно, если и будет нанесен ущерб репутации старших, то не слишком значительный. Во-вторых, многие в наше время остаются холостяками, не находя того, кого считают достойными себя. Как же можно, спрашивал рав Файнштейн, требовать, чтобы человек пожертвовал своим счастьем ради самовлюбленного гордеца?

Итак, ныне осталось немало общин, где вопросы создания семьи решаются примерно так же, как сто, двести или триста лет назад, и молодые могут встретиться только по предварительному сговору между семьями. Члены этих общин по-прежнему вступают в брак довольно рано и, за исключением чрезвычайных случаев, по старшинству. Если человек хочет жить в такой общине, ему, по возможности, следует придерживаться этого правила и не спешить создавать семью, пока не вступили в брак старшие братья и сестры. Ибо в противном случае шансы старших найти достойную пару резко снизятся.

Если же еврей живет в соответствии с современными представлениями и считает, что сам человек – кузнец своего счастья, он может смело вступать в брак независимо от братьев и сестер. При этом ему незачем опасаться, что его поведение противоречит еврейскому закону. Ибо единственное, чего в этом случае требует Алаха, – чтобы это был брак «по закону Моше и Израиля».


  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 


[1]     Полина Венгерова. Воспоминания бабушки. Гешарим/Мосты культуры, Иерусалим–М., 2003.

 

[2]     В Вероне есть почтенные синьоры,

     Уж матери, которые моложе

     Тебя, Джульетта; да и я сама

     Давно была уж матерью в те лета,

     В какие ты в девицах остаешься.

     (У. Шекспир, «Ромео и Джульетта»)