[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2010 ЭЛУЛ 5770 – 9(221)
Еще посмотрим
«Мы жили в Москве»
Москва, галерея «Ковчег», с 15 сентября до 17 октября
Леонид Зусман. На бульваре. 1964 год. Частное собрание, Москва
Вообще-то, «Мы жили в Москве» – это название мемуарной книги Раисы Орловой и Льва Копелева, рассказывающей о московской интеллигенции в 1956–1980 годах. Выставка посвящена искусству той поры, да и окружение Орловой и Копелева тоже представлено в залах на улице Немчинова в портретах Николая Дронникова. Дронников уехал в Париж, как и Михаил Рогинский, и многие другие авторы, ставшие эмигрантами, но и за границей продолжавшие писать Москву, ее бульвары и очереди, ландшафты, исчезнувшие с годами и сохранившиеся лишь в произведениях Зои Куликовой, Алексея Айзенмана, Николая Гришина, Михаила Иванова, Леонида Зусмана... Самые ранние работы в экспозиции относятся к военному времени, например цикл акварелей Александра Лабаса «Уезжают из Москвы». Показывают в «Ковчеге» и фотографии: так, Светлана Ланшакова и Андрей Волков запечатлели весьма специфическую по настроению Москву 1970‑х. Но главное место отведено графике, в том числе выставляемой редко – например, большая часть наследия московского пейзажиста Эмиля Визина хранится в Израиле. Всего на выставке представлено около ста работ.
Турки в Вене. История еврейской общины
Вена, Еврейский музей, до 31 октября
Иоганн
Непомук Геллер. Интерьер сефардской синагоги на венской
Циркусгассе. Цветная гравюра из иллюстрированной газеты. Германия.1888 год
Хронология венской выставки начинается с 1492 года – года победы над арабами на Иберийском полуострове, изгнания из Испании евреев и открытия Колумбом Америки. Финал европейского Средневековья был ознаменован массовым переселением евреев – сперва в Португалию, затем в Италию, Голландию, Северную Германию и на территорию Османской империи. Сефарды основали общины на Балканах, появилось гетто и в Нижнем Верде, что и положило начало отношениям между венцами и турецкими евреями. В начале XVIII века эти отношения обрели законную основу: габсбургская империя «легализовала» сефардов, бывших посредниками в отношениях между Западом и Востоком – не только в качестве купцов, но и культуртрегеров. Сефарды основали первую типографию в Константинополе, а их переводы из средневековой испанской поэзии, открытие для европейцев арабской философии и медицины – явления из числа знаковых, не говоря уже о появлении таких мыслителей сефардского происхождения, как Элиас Канетти. Да и визуально города менялись благодаря сефардской диаспоре – достаточно назвать синагогу в мавританском стиле, возведенную в 1887 году на венской Циркусгассе.
Мориц Даниэль Оппенгейм. Идеальные картины еврейской жизни
Франкфурт, Еврейский музей, до 3 октября
Мориц Даниэль Оппенгейм. Вечер пятницы. 1869 год
В 1866 году франкфуртское издательство по искусству Генриха Келлера выпустило в свет сборник фототипий «Сцены из староеврейской семейной жизни» Морица Даниэля Оппенгейма (1800–1882). Они запечатлели сцены шабата и еврейских праздников в конце XVIII века. Автор к тому времени уже был известен как хороший портретист, популярный в кругах крупной еврейской буржуазии. Но именно сборник авторских версий в стиле гризайль собственных картин принес Оппенгейму славу «первого среди еврейских художников». Рынок требовал все новых изданий, за 16 лет допечаток количество листов в сборнике увеличилось с 6 до 22. На франкфуртской выставке, камерной по составу, но не по содержанию, показывают восемь работ из издания 1869 года. По ним видно, насколько стремился автор идеализировать жизнь гетто, избегая противопоставления традиционного и современного еврейства, стремясь скорее синтезировать образы христианской и еврейской культур. Его интересуют проблемы толерантности, историческая точность не так важна художнику-идеологу.
Вверх тормашками. Опрокинутый мир Шагала
Ницца, Национальный музей Марка Шагала, до 11 октября
Марк Шагал. Сани на снегу. 1944 год. Частная коллекция
На выставке, приуроченной к 25‑летию смерти художника, представлено 22 картины и 68 рисунков Марка Шагала, причем почти треть графических работ публике прежде была неизвестна. Но есть и вещи популярные – например, гуаши к «Басням» Лафонтена, выполненные в 1926–1927 годах по заказу Амбруаза Воллара. Ницца напоминает о новом тренде в западной музейной жизни: франкоязычный каталог «Вверх тормашками» с иллюстрациями можно свободно скачать в Интернете: http://www.musee‑chagall.fr/.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.