[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2010 ЭЛУЛ 5770 – 9(221)

 

«За грех, который мы совершили пред Тобою…»

Адин Штейнзальц

Пожалуй, самая значимая молитва в Йом Кипур – видуй – исповедь в грехах, совершенных всем еврейским народом и каждым евреем в отдельности. Эти грехи перечисляют дважды в алфавитном порядке. Начинается молитва словами: «За грех, который мы совершили пред Тобою…» На протяжении дня молящиеся произносят ее десять раз, как в частной молитве, так и в общей.

 

Стоит обратить внимание не только на грехи и преступления, включенные в пространный список, но и на те, которые не вошли в него. Казалось бы, прежде всего, следовало упомянуть самые распространенные в повседневной жизни, ибо их совершают из-за пренебрежения заповедями или по неграмотности. Однако в этот перечень не вошли нарушения, встречающиеся наиболее часто, например, пренебрежение субботними запретами, употребление запрещенных в пищу продуктов, недозволенные половые связи, уклонение от молитвы или от возложения тфилин, неисполнение заповеди изучения Торы и многие другие. Разумеется, в общей форме все эти грехи включены в исповедь, но они не перечислены по отдельности. Факт поразительный, если помнить о том, что ее текст содержит довольно длинный список разнообразных грехов, связанных со сферой отношений между людьми.

Подробное перечисление подобных преступлений указывает на их особую тяжесть. Неисполнение заповедей, регламентирующих отношения между человеком и Бгом, – это преступление против Него, не более и не менее! Однако невыполнение Его воли по отношению к ближнему – двойной грех: и перед Творцом, и перед другим человеком. Наши мудрецы сформулировали следующее правило: Йом Кипур искупает только вину пред Всевышним, однако вина перед людьми снимается с человека лишь в том случае, если он извинится перед тем, кого обидел, и будет им прощен (Вавилонский Талмуд, Йома, 85б; Шульхан арух, Орах хаим, 606).

О том, какие тяжкие последствия влекут за собой грехи из сферы межличностных отношений, неоднократно упоминается в Торе, в книгах пророков и в Писаниях, об этом часто напоминают нам мудрецы. Одно из талмудических изречений определяет границы распространения этого явления: «Многие погрязли в воровстве, немногие – в разврате, но все – в злословии» (Бава батра, 165а).

На первый взгляд незачем обращаться к религиозной аргументации, чтобы почувствовать всю неправедность подобного поведения. Жертва избиения, ограбления или клеветы, обиженный или униженный человек предстает перед мысленным взором грешника, и тот может осознать свою вину, спроецировав на себя последствия своего поведения. Разве этого мало для того, чтобы подобное больше не повторялось? Тем не менее люди вновь и вновь совершают ошибки, и, несмотря на законы и довольно суровые формы общественного воздействия, суды активно функционируют, а тюремные камеры заселяются все новыми и новыми обитателями.

Одно из объяснений состоит в том, что нормальный человек необычайно легко осуждает ближних и оправдывает себя. Обычно, нанося вред другому человеку – моральный или материальный, мы всегда находим веские доводы в свое оправдание, так или иначе обосновывая свои действия. Однако в принципе все многообразие аргументов чаще всего сводится к одному: «А он первый начал!» Другой пример широко используемого в самооправдании аргумента: «А почему только ему!» – результат зависти и ревности, продиктованных стремлением к иллюзорному идеалу «равенства» и глубоким убеждением в том, что «мне положено». И разумеется, нельзя забыть утверждение «так ему и надо!», отражающее нашу незыблемую уверенность в своем праве судить и наказывать других за нанесенные нам вред или обиду, несмотря на априорную и очевидную необъективность собственных оценок. Безусловно, подобные аргументы, как правило, формулируются взрослыми и образованными людьми иначе, в более интеллигентной форме, однако их подоплека именно такова.

Чтобы исправиться, недостаточно изменить стиль поведения, раскаяться, искупить вину и примириться с обиженным нами человеком. Прежде всего следует изменить собственную душу, добраться до «корня ядовитого, полынного» (Дварим, 29:17), скопища наших пороков. Именно поэтому в исповеди «За грех, который совершили мы пред Тобою», мы читаем строки, посвященные не частным случаям греха, а лежащим в их основе порокам, которые имеют четкое определение. Нам следует раскаяться не только и не столько в очевидных, однозначно понимаемых грехах, таких, как разврат, мздоимство, ростовщичество, нарушения субботы и кашрута. В этот великий и святой день мы должны тщательно проверить, не водятся ли за нами также «грехи, совершенные неосознанно», «глупые речи».

Да, есть преступления, за которыми стоит «осознанный обман», «отпирательство» и «ложь», есть явно порочные поступки: «обман в торговле», «лжесвидетельство». Но за этой очевидной скверной прячутся более опасные и не столь явные проблемы. Именно от них, как побег от корня и ветвь от ствола, и идет грубое конкретное зло. Это и «высокомерие», и «наглость», и «своеволие». Но, постепенно очищая душу, мы найдем еще более глубокий и скрытый слой – у каждого свой. У одних «упрямство», у других «шутовство». Заглянув в себя, мы обнаружим классические ловушки для души человеческой: «блудливость взора» – кажущееся непроизвольным подглядывание за тем, что для твоих глаз не предназначено; склонность загонять себя в ситуации, когда грех становится почти неизбежным – «в сборищах разврата». Есть даже грехи, которые совершают порой… «исповедью уст», то есть самим фактом покаяния снимая с себя ответственность, – или взяв на себя право быстрого и легкого суда: «грешим осуждением». Бываем мы виновны и в «твердости», когда жизнь требует от нас гибкости, в «интриганстве», «недоброжелательности», «беспричинной ненависти»… А главное состоит в том, что грехи наши коренятся в той тончайшей, неуловимой субстанции, которую называют «глубиной сердца».

Этот день, возвышающийся над всеми днями года, дает нам повод и возможность взглянуть по-новому на самих себя, в самих себя, устыдиться и раскаяться. Не всё мы в силах изменить, исправить сразу, но можем и должны пожелать исправления.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.