[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2010 ЭЛУЛ 5770 – 9(221)

 

«В начале сотворил…», или библейская интеллектуальная революция

Евгений Левин

В иудаизме Рош а-Шана рассматривается прежде всего как день Суда, когда «все обитатели мира проходят пред Ним, словно овцы» (Мишна, Рош а-Шана, 1:2). Именно этот день, первое число месяца тишрей, согласно еврейской традиции – годовщина завершения Всевышним процесса сотворения мира. И хотя этот факт не является центральным ни в праздничной литургии, ни в отрывках из Торы, которые читают в этот день, забывать о нем не стоит.

 

До середины XIX века Библия была едва ли не единственным сохранившимся литературным памятником истории и культуры древнего Ближнего Востока. Однако затем на помощь историкам пришли археологи. Благодаря раскопкам в Месопотамии, Сирии, Палестине, Египте и других странах региона им удалось обнаружить следы многих цивилизаций древности, упомянутых в Танахе. К примеру, были найдены руины городов Ур, где родился праотец Авраам, Ниневии, столицы Ассирии, где проповедовал пророк Йона, Иерихона и т. д. Исследователям удалось найти и расшифровать большое количество разнообразных текстов – религиозных, исторических, юридических…

Довольно быстро выяснилось, что многие из найденных текстов напоминают те или иные библейские книги. Например, многое из того, что входит в свод законов Хаммурапи, напоминает заповеди, изложенные в недельной главе Торы «Мишпатим». Месопотамская поэма «Песнь о Гильгамеше» содержит описание Всемирного потопа. Вавилонский эпос «Энума элиш» – рассказ о сотворении мира.

Многие археологи XIX – начала XX века, как и представители других наук, весьма скептически относились к постулатам традиционных религий. Поэтому результаты археологических исследований довольно быстро пополнили «арсенал» антиклерикальной и антирелигиозной пропаганды. При этом в той или иной форме звучали следующие доводы:

1. Сюжет Писания поразительно напоминает сюжеты других древних литературных памятников. Следовательно, Библия – не данная в Откровении Книга книг, а лишь один из памятников.

2. Даже если согласиться с принятой датировкой библейских текстов, окажется, что очень многие ближневосточные литературные памятники гораздо древнее. Таким образом, в значительной своей части Библия – плагиат. К примеру, в 1920 году вышла книга немецкого ассириолога Фридриха Делича «Великий обман». Ее автор утверждал, что все основные идеи Ветхого Завета заимствованы у Вавилона, а вавилонская космогония – источник учения Библии о сотворении мира.

Безусловно, нельзя отрицать, что с точки зрения литературных форм Танах весьма напоминает другие памятники древней ближневосточной литературы. Например, рассказ о том, что Б-г сотворил мир за шесть дней и отдыхал в седьмой. Как пишут итальянские исследователи Э. Гальбиати и А. Пьяцца, «существовала уже готовая числовая схема, известная в семитической литературе: схема шести дней, за которыми следует седьмой. Такой прием позволял показать художественными средствами, что действие, продолжавшееся некоторое неопределенное время, наконец закончено»[1]. Однако, как известно, главное в любой книге не форма, а содержание. Поэтому правомерен вопрос: справедливо ли утверждение, что Тора и древние эпосы не отличаются также и по содержанию? Справедливо ли утверждение, что авторы этих текстов придерживались более или менее сходных религиозных и идеологических взглядов?

Сравним описание процесса сотворения мира в двух памятниках древней литературы – первой книге Торы Берешит (Бытие) и древневавилонской поэме «Энума элиш», датируемой второй половиной II тысячелетия до н. э., фрагменты которой были найдены в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. Оба текста переведены на различные языки, включая русский, и выложены в Интернете[2].

Сразу бросается в глаза, что вавилонский миф, безусловно, политеистичен. В нем действует множество богов обоего пола, принадлежащих к различным поколениям: Апсу и Тиамат (пресные и соленые воды), их дети бог Мардук, Ану (неба), Иштар и т. д. Эти боги вступают в браки, рождают детей, даже воюют друг с другом. Как и в более известной нам греческой мифологии, боги-родители в какой-то момент решают уничтожить своих детей. Однако бог Мардук вступает в бой со своей матерью Тиамат, убивает ее и создает из ее тела небо и землю.

Ничего подобного в Библии, разумеется, нет. В ней есть один Творец, сотворивший весь мир. Отметим также, что Б-г Танаха – только Творец, а вавилонский Мардук – еще и творение, поскольку он был порожден иными, независимыми от него силами:

 

Когда наверху не названо небо, / А суша внизу была безымянна, / Апсу первородный, всесотворитель, / Праматерь Тиамат, что все породила, / Когда из богов никого еще не было, / Ничто не названо, судьбой не отмечено, / Тогда в недрах зародились боги.

 

В отличие от Мардука и его родственников, Всевышний-Творец не имеет ни предков, ни братьев, ни семейных отношений.

Как уже говорилось, первого числа месяца тишрей, согласно еврейской традиции, были созданы первые люди, Адам и Ева. Поэтому сравним теперь отрывки, описывающие сотворение человека.

И в Торе, и в «Энума элиш» назван один и тот же материал, из которого был создан человек, – глина. «И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного» (Берешит, 2:7). «Намесила богиня Нинту глины». Правда, вавилоняне добавили еще один важный компонент, не упомянутый в Библии, – кровь одного из богов, Кингу, который спровоцировал войну Мардука и Тиамат. Но самое главное – во имя чего были созданы люди. По вавилонской мифологии, боги сотворили людей, чтобы они стали их слугами, тем самым избавив небожителей от тяжелой неблагодарной работы:

 

Создам существо, назову человеком. / Воистину я сотворю человеков. / Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули. / Божьи пути изменю и улучшу.

В Торе же Творец создает человека с совсем иной целью – чтобы сделать ему поистине царский подарок, отдав в его распоряжение весь подлунный мир:

 

И сказал Б-г: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбою морскою и над птицами небесными, и над скотом и над всею землею и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Всесильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

(Берешит, 1:26-28.)

 

Более того, в 1й главе Торы вообще не сказано, что у человека есть какие-либо обязательства по отношению к своему Создателю: что он должен молиться, приносить Ему жертвы, строить святилища и т. д. Между тем в «Энума элиш» все эти обязательства четко сформулированы:

 

Подобье того, что на небе он создал, на земле да сделано будет! / Да помнят люди, да взывают к богу! / По словам уст его да чтят богиню! / Божествам да приносят хлебные жертвы!

 

Это различие имеет далеко идущие теологические последствия. Как известно, не только слуга зависит от хозяина, но и наоборот. Соответственно, в вавилонской схеме не только человек зависи т от богов, но и боги, в свою очередь, зависимы от человека и его жертвоприношений.

Наиболее отчетливо это видно в другом вавилонском эпосе, в «Песне о Гильгамеше», где, помимо прочего, описано, как боги набрасываются на жертвоприношение:

 

На башне горы совершил воскуренье: / Семь и семь поставил курильниц / В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра. / Боги почуяли запах, / Боги почуяли добрый запах, / Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву. / Как только прибыла богиня-матерь, / Подняла она большое ожерелье, / Что Ану изготовил ей на радость: / «О боги! У меня на шее лазурный камень – / Как его воистину я не забуду, / Так эти дни я воистину помню, / Во веки веков я их не забуду»[3].

Мардук – верховное божество вавилонского пантеона в шумеро-аккадской мифо­логии, верховный бог Междуречья, бог-покрови­тель города Вавилона – и его дракон Мушуссу. Изображение с вавилонской цилиндрической печати. III тысячелетие до н. э.

Берлинские государственные музей

 

Напротив, библейский Творец не нуждался в жертвоприношениях и других человеческих «услугах». Поэтому Он мог позволить себе высказывание, немыслимое для вавилонского божества:

 

Слушайте слово Г-сподне, властители Сдома, внемли Торе Б-га нашего, народ Аморы. К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Г-сподь. – Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я. Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне, кто просит вас топтать дворы Мои? Не приносите больше пустого дара; воскурение – мерзость для Меня; собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я: беззакония с празднеством. [Жертвы] ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня: устал Я терпеть их.

(Йешаяу, 1:10-14.)

 

Ненавижу Я, презираю праздники ваши, и не стану обонять [жертвоприношений] ваших торжественных собраний. Ибо если [и] вознесете Мне всесожжения и хлебные приношения ваши, [то] не будут они желанны Мне, и не взгляну Я на мирную жертву [из] откормленного скота вашего.

(Амос, 5:21-22.)

 

К чему Мне левона, что идет из Шевы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны и жертвы ваши неприятны Мне.

(Ирмеяу, 6:20.)

 

Подобный сравнительный анализ можно было бы продолжить. Однако вывод, на наш взгляд, напрашивается. Между двумя повествованиями о сотворении мира – библейским и вавилонским – есть принципиальные различия. Причем они касаются не только «внешних» – литературных – деталей. Повествования расходятся в описании событий и мотивов, более того, они свидетельствуют о фундаментальных различиях в мировоззрении и теологических подходах.

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]     Э. Гальбиати и А. Пьяцца. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/Diff_Pages/_index.php.

 

[2]     См. напр.: Энума элиш. Библиотека Руслана Хазарзара. http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/enuma.htm.

 

[3]     Песнь о Гильгамеше. Таблица 11.