[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2010 ЭЛУЛ 5770 – 9(221)
Исай Кузнецов. ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ
На исходе невыносимо жаркого июля пришло скорбное известие: на 94‑м году скончался кинодраматург и прозаик Исай Константинович Кузнецов.
В ноябре 2006‑го я брал у него интервью. На вопрос, как вышло, что в кино и театре он много занимался приключенческим жанром, пьесами и фильмами для подростков, девяностолетний Исай Кузнецов, улыбнувшись уголками рта, ответил: «Возможно, так проявлялась моя инфантильность». «Инфантильность» его проявлялась бурно. Демобилизовавшись в 1946 году, тридцатилетний старший сержант запаса Исай Кузнецов вернулся в Москву. Позади – служба в понтонно-мостовой бригаде Ленинградского, а затем Первого Украинского фронта, на груди – ордена Красной Звезды и Великой Отечественной войны, медали за «За оборону Ленинграда», «За взятие Праги», «За Победу». А до войны – театральная студия Алексея Арбузова и Валентина Плучека, знакомство с Зиновием Гердтом, с которым играл на одной сцене, и пьеса, написанная совместно с Всеволодом Багрицким и Александром Галичем.
В охваченной эйфорией послевоенной Москве состоялась встреча, надолго определившая его жизнь, – он познакомился с будущим соавтором Авениром Заком. В 40–50‑х они написали ряд пьес, которые с успехом шли в лучших театрах Советского Союза и Восточной Европы, с одной из них, «Два цвета», начинался ефремовский «Современник».
С начала 60‑х они стали писать для кино. На их остросюжетных приключенческих фильмах выросло не одно поколение. Не было в 70–80‑х школьных каникул, когда б не показывали по ТВ фильмы, снятые по их сценариям. Кружащее голову дорогое шампанское, дух авантюризма, опасного, но желанного приключения присутствовали в этих картинах, так выделявшихся на общем сером фоне. Я имею в виду не кинематограф, а советскую действительность в «период развитого социализма». Кто помнит те времена, подтвердит. Андрей Миронов в роли учителя фехтования по кличке Маркиз с песней «Кто на новенького?» из комедийного актера моментально перешел в разряд подростковых кумиров, примеров для подражания. И была во всем этом, как понятно теперь, спустя годы, своего рода терапия. Достаточно назвать такие ленты, как «Достояние республики», «Пропавшая экспедиция», «Москва–Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Фантастическая дилогия, снятая режиссером Ричардом Викторовым, обладала тогда не меньшей популярностью, чем сделанные в том же жанре «Человек-амфибия» и «Солярис».
В 1974 году Зак и Кузнецов стали лауреатами Государственной премии Российской федерации им. братьев Васильевых. В том же году произошло трагическое событие – умер Авенир Зак, младший в тандеме. Смерть одного из соавторов – всегда испытание для другого, испытание психологическое и творческое. Кузнецов его выдержал, работал один, последний фильм, «Верните бабушку», по его сценарию вышел на экраны в 1986 году. С 1976 по 2000 год Кузнецов руководил сценарной мастерской во ВГИКе, среди его учеников Рената Литвинова, Валерий Тодоровский, Аркадий Высоцкий...
Отойдя от сценарной работы, он начал писать прозу, подводя итоги века. Родившийся в Петрограде в 1916‑м, лишившийся отца в 1937‑м, потерявший на войне жену и двух братьев, он из того поколения, которое пережило всю советскую эпоху, от возникновения до краха. Ему, как свидетелю событий, как участнику их и, наконец, как писателю, было что сказать об этом периоде. В 1990-м вышел его роман «Лестницы», в 2000-м издана книга с невеселым названием «Все ушли…».
Еще при его жизни словосочетание «достояние республики», придуманное для названия картины, ушло в массы, стало «крылатым». И вот ушел он сам. Остались любимые фильмы. Остались выпускники ВГИКа, которые вспоминают об учителе в своих блогах. В писательском столе остался нереализованный сценарий «Клон», рассказы и два неопубликованных романа. Закончу его же словами, цитатой из последнего, как оказалось, интервью: «В советское время искусство было отдушиной. И туда приходили лучшие».
Алекс Рапопорт
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.