[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2010 ТАМУЗ 5770 – 7(219)
Пристают к заставе гости
49-й Фестиваль Израиля
Гали-Дана Зингер, Некод Зингер
Рассказ о программе Израильского музыкально-драматического фестиваля, 49-го по счету, сам по себе, не спрашивая рассказчиков, начинается словами из бергамески Франческо Манелли (1594–1667) «Пассажиры барки»:
Садитесь в барку,
Пассажиры!
У нас ветерок попутный
Уже денька четыре.
Гей, плывем, плывем вперед!
А ну поделим всё по чести:
Французу – ветчину копченую,
Испанцу – редьку моченую,
Немцу – винную фляжку,
Ковьелло – пустую чашку,
Ломбардцу – требухи немножко,
Тосканцу – мелкую рыбешку.
Что-то глотки пересохли…
Гей, плывем, плывем вперед!
Сцена из спектакля «Шинель». Постановка английского театра «Геккон» Сцена из балета «Гнозис». Постановка танцевальной компании Акрама Хана
Эта песенка, старинная итальянская версия хита нашего детства «Мы едем, едем, едем в далекие края», – часть венецианской барочной композиции французского камерного ансамбля «Le Poe`me Harmonique», и она отчасти передает настроение, вызываемое замечательным международным фестивалем нашей столицы. По какой-то странной традиции (по крайней мере, на нашей более чем двадцатилетней израильской памяти) он постоянно приходится на международные кризисы, естественно, с Израилем в центре событий. Что ни сиван месяц – то очередной кризис, а вместе с ним – радость, даруемая ведущими мастерами искусств со всего мира, радость, помогающая вновь и вновь испытать ту самую, ни с чем не сравнимую легкость бытия в нашем невероятном городе. И вместе с нею – вечную иронию невероятных совпадений.
Концерт состоялся через несколько часов после известного всем инцидента в нейтральных водах. Израильская публика устроила мастерам из Франции такую овацию, которой мы, пожалуй, и не упомним. Гости были чрезвычайно щедры, после полуторачасовой, без перерыва, программы повторяли целые номера на бис – один раз, другой… Для тех, кто в фильме Эжена Грина «Мост искусств» слышал в их исполнении мадригал Клаудио Монтеверди «Жалоба нимфы» и на годы остался под впечатлением от неземного сопрано Клэр Лефиллиатр, живую встречу с этим ансамблем можно приравнять к сбывшейся детской мечте. И вот «Жалоба нимфы» звучит со сцены Зала Генри Крауна в Иерусалимском театре дважды.
Мы сидим в зале и думаем: значит, не все еще потеряно. Все-таки наша собственная барка продолжает плыть. Кажется, как раз наличие носорога абсурда на борту и спасает положение (персональные поклоны господам Феллини и Ионеско). Вот и все флаги в гости к нам, а если и не все, так хоть самые красивые.
В репертуаре этого замечательного музыкального коллектива, созданного в 1998 году Винсентом Деместром, костюмная постановка «Мещанина во дворянстве» Мольера и Люлли. Хотелось бы услышать и увидеть шедевр двух Жан-Батистов на следующем фестивале. И дальнейшие турецкие ассоциации вовсе не обязательны.
Гей, плывем, плывем вперед!
Программа этого года весьма разнообразна. В ней можно достаточно определенно проследить два основных направления: мультикультурализм, с одной стороны, и необычное, парадоксальное прочтение классики – с другой.
Как всегда, важное место в ней занимает современный балет. Открывшая для нас фестивальную программу балетная труппа Шен Вея выступила с трехчастной композицией «Re». Шен Вей – один из ведущих современных хореографов, родился в Китае и постоянно живет в США. Вполне естественно, что синтез различных культур – основа его эстетики. Сочетание тибетского фольклорного пения в камбоджийских джунглях авторской звукозаписи, скрипки Тодда Рейнолдса и живых картин, напоминающих одновременно и о Босхе, и о Хиросигэ, создает особый эффект. С начальных тактов первой части, когда на занимающей всю сцену мандале из крашеного риса медленно разворачивается причудливый медитативный узор движений, и до самого конца, когда истекает завод многофигурной механической игрушки «Транскитайский Великий железный путь», зрители пребывают в эклектическом мире видений.
Тот же синтез культур торжествует и в балете «Гнозис» английской танцевальной компании Акрама Хана. Балет основан на индийском эпосе «Махабхарата» и совмещает классический танцевальный стиль катак с современной западной хореографией, а вдобавок к индийским мастерам задействует таких всемирно известных музыкантов, как японский барабанщик Ёшие Сунахата и виолончелистка Люси Рэйлтон.
Композиция «Тангокинез» группы «Nuevo Tango» аргентинского хореографа Аны Марии Стекельман соединяет традиционное танго с элементами классического балета.
Компания Билла Джонса в мультимедийной постмодернистской программе «Серенада / Утверждение» замахнулась (по заказу – нет, не Гостелерадио СССР и не самого Белого дома – Центра Линкольна) аж на американскую историю. Особенно хочется отметить музыкальную композицию – от моцартовского «Реквиема» до диксиленда – в живом исполнении (скрипач Джером Бегин, пианист К.А.У. Ланкастер и сопрано Лиса Комара), прекрасную работу с видеопроекциями Джанет Вонг и костюмы Анджи Джалак.
Израильская танцевальная труппа «Вертиго» (руководитель Ноа Верхайм) обратилась к экологической теме в трилогии на музыку Рана Багно: «Рождение Феникса», «Белый шум» и «Манна».
Группа «Зик», созданная художниками, выпускниками Академии Бецалель, и начавшая играть с огнем уже два с половиной десятилетия назад, продолжает удивлять публику. Их новая постановка «Кокутзу», показанная в промышленной зоне столичного квартала Тальпиот, совмещает геометрию, скульптуру и перформанс.
А теперь об авангардном прочтении классики. В этом году особое внимание на фестивале было уделено шекспириане. «Сон в летнюю ночь» Вильнюсского городского театра в постановке Оскараса Коршуноваса уводит всем известную волшебную комедию за грань психодраматических опытов Арто.
«Макбет» Тбилисского театра имени Васо Абашидзе в постановке Давида Доиашвили превращает всемирно известную трагедию в фарс с акробатикой и видео, в котором главными героинями становятся три ведьмы. А в спектакле «Ромео и Джульетта (Эта сучка может стать частью меня!)» по пьесе живущего в Германии турецкого еврея Нурана-Давида Калиса в постановке Михаэля Ронена и Орена Дольфина шекспировский текст сошелся с хип-хопом, рэпом и изрядной порцией чернухи.
Отнюдь не традиционно и прочтение «Шинели» английским театром «Геккон». Основатель театра режиссер спектакля и исполнитель главной роли Амит Лахав, наш человек в Манчестере, использует Гоголя лишь в качестве источника сценического вдохновения, не более. Созданное им эклектическое действо, жанрово определяемое как «физический театр», находится на пересечении балета, пантомимы и трагикомической клоунады. И снова, конечно, мульти-культи: со сцены звучит вавилонская смесь языков, в которой можно различить итальянский, японский, венгерский, французский, английский, иврит и испанский.
Израильская драма была представлена инсценировкой знаменитого рассказа Ш.‑Й. Агнона «Из недруга в друга» в постановке Яффского еврейско-арабского театра и спектаклем «Магия Орны» по биографической пьесе Хагит Рахви Николивски в постановке Рафи Нива, посвященным творчеству одного из ведущих израильских режиссеров Орны Порат, лауреата специальной премии нынешнего фестиваля.
Детей тоже не обошли вниманием. Им были предложены «Двойная Лотта» по книге Эриха Кестнера, в Израиле давно уже превратившаяся в «Двойную Ору», «Петя и волк», где Сергей Прокофьев встречается с Эфраимом Сидоном, а также «Экстраваганца» грузинского Театра пальцев под руководством Бесо Купрейшвили.
А сколько музыки, классической и не очень, в залах, в фойе, на улицах, начиная с шопеновских и шумановских марафонов с участием израильских и зарубежных исполнителей, лауреатов конкурса Артура Рубинштейна Еол Еум Сон (Корея) и Пухан Ванга (Германия/Китай), и кончая концертом такого традиционного жанра еврейской литургики, как пиют, в аранжировке Омера Авиталя и в исполнении рабби Хаима Лука. Большой удачей стало исполнение «Короля Артура» Генри Перселла Иерусалимским барочным оркестром под управлением английского дирижера Эндрю Пэрротта и при участии израильских и британских солистов Яалы Авиталь, Анат Эдри, Томаса Гетри и Саймона Уолла, а также хора Нового израильского вокального ансамбля.
Театр голосов и квартет «NYYD» из Эстонии привезли композицию, составленную из средневековой музыки и сочинений Арво Пярта. Ансамбль «Adapter» (Израиль–Исландия–Германия) выступил с музыкальной композицией, посвященной Вальтеру Беньямину. На открытой сцене Султанского пруда звучала «Травиата» Джузеппе Верди в постановке Новой израильской оперы. Большим концертом, включающим в себя неизбежных «Порги в морге и Бесс в ребро» и Голубую, то есть попросту в стиле блюз, рапсодию (дирижер и пианист Ярон Готтфрид), была почтена память Джорджа Гершвина. Любители джаза смогли услышать легендарного саксофониста Чарльза Ллойда, трио Анджея Ягодзинского и множество израильских мастеров.
В кратком обзоре широкой и богатой фестивальной программы почти все неизбежно сводится к перечислению, да и для него под конец тоже не хватает места. А ведь хочется не оборвать рассказ, а, напротив, оставить читателей с чувством некоей перспективы. Раз уж мы начали с образа плывущей в иерусалимских водах барки, то ею, видимо, лучше всего и закончить.
Чему навстречу плывет она? Да кто же знает! Жизнь наша непредсказуема, оттого она так и прекрасна. Единственное, что можно сказать с определенной долей уверенности, – это то, что на будущий год, как бы там ни было, состоится юбилейный, пятидесятый Фестиваль Израиля. И снова нам будет что вспомнить.
Гей, вперед, вперед плывем!
Когда ж мы песню допоем?
Морячки, вперед плывите,
Дружно, милые, гребите
И уверенно рулите!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.