[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2010 ТАМУЗ 5770 – 7(219)

 

Кумран

Париж, Национальная библио­тека Франции,
до 11 июля

Подзаголовок этой уникальной выставки – «Секрет манускриптов Мертвого моря» – лишь обозначает тему, но не обещает раскрытия секретов. Оно и понятно: одно из самых фундаментальных и одновременно загадочных открытий ХХ века выглядит лишь началом большого пути. Путь этот, начавшийся после находки бедуинами в 1947 году семи фрагментов пергамента на древнееврейском языке, документирован на выставке множеством предметов из раскопок в Кумране. Многие из них посвящены жизни таинственной общины, соблюдавшей строжайшие повседневные правила и ожидавшей явления мессии. 130 экспонатов предоставлены как ближневосточными фондами самой библиотеки, так и Лувром и Музеем Библии и Святой земли. Впервые показывается во Франции и важнейший фрагмент т. н.­ «храмового свитка» – из иерусалимского Музея Израиля. Современное состояние научной мысли разъясняют многочисленные разделы, посвященные раскопкам и комментариям ученых (здесь много видеофильмов с интервью). Тем, кто не увидит самой выставки, утешением может служить каталог, своей содержательностью способный заменить университетский курс лекций.

 

Исаак Левитан

Петербург, Русский музей,
до 26 июля

 

Исаак Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889 год
Государственный Русский музей, Петербург

Исаак Ильич Левитан – вроде бы классик на все времена, но прежде Русский музей никогда еще не выставлял вместе все его работы из собственной коллекции. Первая такая экспозиция, состоящая из примерно сотни работ, дополнена также картинами из Третьяковки и петербургского Музея-квартиры И.И. Бродского.

Смерть Левитана (1860–1900) потрясла не только Чехова и всех его близко знавших, но и людей, казалось бы, совершенно далеких. Так, 24 июля 1900 года Дягилев признается коллекционеру и художнику Илье Остро­ухову: «Я искренне любил Левитана. После смерти Чайковского это первая смерть, которая так тяжела для меня. Это две самые ужасные утраты в моей жизни. Всю мою энергию посвящу на заботы о его памяти». Конечно, для Дягилева это был и политический вопрос: он пытался переманить Левитана у передвижников, заполучить его в члены «Мира искусств», но безуспешно. Ничего не вышло и из просьб к Чехову написать что-либо о Левитане для дягилевского журнала. Но сама эта борьба за Левитана в начале века показательна: его актуальность понималась уже и тогда.

 

Кирхнер

Франкфурт, Штедель,
до 25 июля

 

Эрнст-Людвиг Кирхнер. Западный порт Франкфурта-на-Майне.

1916 год. Штедель, Франкфурт

 

В этом году проходит сразу несколько выставок немецкого экспрессиониста Эрнста-Людвига Кирхнера (1880–1938). Его долгий путь к прижизненному признанию (первая картина была куплена музеем, когда художнику было почти сорок) едва не закончился катастрофой после прихода нацистов к власти. Кирхнер уже перебрался к этому времени в Швейцарию, но более 600 его работ покинули немецкие музеи, а также частные коллекции. Среди собирателей Кирхнера было немало евреев, принужденных сдать свои коллекции «на временное хранение» нацистскому государству; многие из них так и не вернулись ни к хозяевам, ни к их наследникам. Портрет галериста Людвига Шамеса, работавшего с Кирхнером, тоже представлен во Франкфурте. Штедель, первым среди музеев купивший полотно у Кирхнера, также лишился всех его работ. Зато сегодня он воздает должное художнику блестящей ретроспективой. Она выстроена не по тематическому, но стилистическому принципу и способна удивить даже тех, кто считает себя знатоком кирхнеровского творчества. Множество споров вызывает последний период его творчества, прошедший фактически в ситуации художественной изоляции в Давосе, но отмеченный тем не менее рядом запоминающихся работ.

 

Герои, фрики, суперраввины­. Еврейские цвета комиксов.

Берлин, Еврейский музей,
до 8 августа

 

Ури Финк. Сабрамен, № 1, ноябрь 1978 года

Выставка – совместный проект трех Еврейских музеев (Парижа, Амстердама и Берлина). Но герои прибыли из Нью-Йорка. Именно там обосновались в свое время евреи-иммигранты, которые и стали авторами хрестоматийных образов – Бэтмена, Человека-паука, Супермена… Здесь вся история комикса, с начала ХХ столетия и до наших дней. Представлены все классики жанра, от Рубе Гольдебрга, Вила Эйснера и Нарвея Куртцмана до наших современников Арта Спигельмана, Руту Модана и Бена Кэтчора. Считается, что современные комиксы обладают еще и высоким литературным качеством. Так это или не так, зритель сможет решить на экспозиции, объединившей 400 экспонатов. Каталог к выставке продается лишь в самом музее.

Алексей Мокроусов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.