[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2010 ТАМУЗ 5770 – 7(219)
НАШ ПУТЬ – СПАСЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ
Берл Лазар
В прошлой нашей беседе речь шла о связи между молитвой и выполнением заповеди любви к ближнему. По существу, когда мы любим ближнего, мы тем самым делаем хорошо самим себе. Прежде всего потому, что любовь – прекрасное чувство: когда мы полны любви, когда отстраняем от себя негатив, злые мысли, мы чувствуем себя счастливыми. Вроде бы каждый должен стремиться любить ближнего. Но на деле это получается не у многих. Возникает вопрос: почему?
Чтобы найти ответ, надо разобраться, что мешает человеку любить ближнего. Ни один человек не скажет: «Я не люблю ближнего, хотя он хороший человек». Тем более ни одному человеку в голову не придет сказать: «Я не люблю ближнего, потому что я плохой». Практически каждый уверен, что именно он-то и любит ближнего. Даже люди, которые совершают жестокие действия, прибегают к насилию, часто убеждены, что действуют «во благо». Жестокий отец говорит, что поднимает руку на ребенка, «чтобы тот слушался», – и уверен, что детям такое «воспитание» на пользу. Я уж не стану говорить о политических деятелях радикального толка, убежденных, что цель оправдывает средства и можно построить счастье людей на костях других людей. В ХХ веке нашей стране, к сожалению, пришлось пережить большие горести и принести много жертв на алтарь «любви к простому человеку», которой гордился коммунистический режим.
В общем, кого ни спроси, все верят в то, что любят ближнего. Но в Торе сказано не просто «возлюби ближнего»: сказано «возлюби ближнего как самого себя». А что это значит – «как себя»? Как можно вообще любить другого человека «как себя»?
С точки зрения еврейской морали человек должен любить себя, это естественное его состояние. При этом человеку свойственно любить себя даже без особых причин! В Вавилонском Талмуде сказано: «Человек близок к самому себе, и нет человека, который сочтет себя злодеем». На первый взгляд эта мысль не слишком согласуется с нашими представлениями о том, что есть поступки хорошие и плохие, и человек часто совершает плохие поступки сознательно, а не просто «по недомыслию». На самом деле каждый человек всегда объяснит себе причины своих поступков в благожелательном духе, какими бы неправильными, плохими и даже отвратительными эти поступки ни были на самом деле. У каждого человека есть негативные стороны, у каждого есть негативные проявления. Но самому себе человек склонен прощать: просто потому, что он «близок к самому себе».
Очевидно, что принцип «люби ближнего как самого себя» – очень трудная для соблюдения заповедь. Возможно, даже самая трудная. Мудрецы Талмуда учат: «Суди ближнего своего только в хорошую сторону». Даже если ты убежден, что ближний поступил неправильно, ты должен найти оправдание: судить его точно так же, как судишь собственные поступки. Только так можно полюбить другого человека – не только те его черты, которые нравятся, но и его негативные стороны. «Да, я понимаю, что имярек иногда поступает плохо, и последствия этих его поступков отражаются на мне – но я все равно его люблю» – вот что значит по-настоящему выполнять заповедь любви к ближнему. Это очень сложно, но только когда мы можем любить так сами, мы вправе просить Б‑га любить нас, несмотря на то, что мы несовершенны, что в нас самих есть негативные стороны…
Вспомним историю про хасидского праведника по имени Мордехай Дубин. Однажды зимой его арестовали по ложному доносу, но потом, разобравшись, выпустили. Дело было в субботу: Мордехай опасался, что его заставят нарушить какую-нибудь из субботних заповедей, поэтому ждал в участке до вечера. Когда наконец он вышел на улицу, было уже темно, общественные места закрылись, люди от холода все попрятались по домам. Несчастный Мордехай Дубин пытался найти дом, где живут евреи, которые могли бы приютить его на ночь, но даже не у кого было спросить. Он долго бродил по заснеженным улицам и очень замерз. Наконец увидел дом, у двери которого прибита мезуза. Но время уже совсем позднее, ни одно окно в доме не освещено: жильцы явно легли спать. Мордехай долго стучал в дверь – никто не отзывался. Скоро холод его совсем пробрал, он почувствовал, что еще немного, и он просто сядет под дверью, закроет глаза и заснет до самого Б‑жьего суда…
Что же за чудо его спасло? Сам Мордехай Дубин потом рассказывал: «Когда сил совсем не осталось, когда я уже смирился с тем, что замерзну на улице, мне пришла в голову такая мысль: а что будет с тем евреем, который завтра утром выйдет за порог и увидит на своем крыльце мое мертвое тело?! Да он, несчастный, всю жизнь переживать будет, что не услышал и не открыл дверь! Не дай Б‑г, с ним самим еще что-нибудь случится от переживаний! Нет, я уж лучше через силу встану и продолжу стучать. Стучал-стучал – и в конце концов хозяин проснулся и впустил меня».
Вот это наш путь – спасение через любовь. Если бы этот человек думал только о себе, его бы ничего не спасло. И если бы он любил ближнего «как все», а не «как самого себя» – он тоже наверняка замерз бы под чужими воротами. Спасение пришло только потому, что человек оказался способен полностью сосредоточиться на интересах ближнего – того ближнего, которого он до сих пор и не знал… Он действительно возлюбил ближнего, как самого себя, – и Б‑г тут же послал спасение.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.