[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2010 ТАМУЗ 5770 – 7(219)
Иудаизм и клонирование человека
Иерахмиел Китнер
Когда в начале 1997 года мировые СМИ сообщили о первом успешном клонировании млекопитающего – овцы Долли, стало очевидно, что появление первого человеческого клона не за горами. И проблемы, прежде отданные на откуп научно-фантастической литературе, пришлось решать вполне реальным людям – ученым, политикам, религиозным деятелям. И если вначале реагировали на это в основном эмоционально, то уже довольно скоро правительства, ученые советы и религиозные организации выступили с вполне продуманными и обоснованными заявлениями об отношении к новой проблеме.
Не осталась в стороне и еврейская религия. В течение последующих лет вышло несколько статей и исследований, где подробно разбирался вопрос о потенциальных последствиях клонирования. Не пытаясь проанализировать позиции современных авторитетов иудаизма в полном объеме, перескажем основные идеи, изложенные в их работах.
Мнение о том, что наука опровергает религиозные постулаты, а религия взирает на науку настороженно и свысока, широко распространено. И, как многие распространенные мнения, – ошибочно.
Наука занята вполне конкретными делами: ученые собирают данные о свойствах и поведении объектов наблюдения; выдвигают гипотезы и создают теории, объясняющие эти данные; проверяют гипотезы и усовершенствуют теории. Наука не претендует на то, чтобы устанавливать истины. Теория – не истина, ибо в любой момент ее могут опровергнуть новое наблюдение или результат эксперимента. Более того, в этом и состоит одно из главных свойств научной теории.
Религия же занимается поиском истины. Истины с прописной буквы. В самой что ни на есть последней инстанции. Никакие новые наблюдения и эксперименты не изменят отношения религии к понятиям «правильно» или «неправильно», «морально» или «аморально».
Поэтому религия и наука вполне могут сосуществовать и даже сотрудничать. Примеров тому достаточно. Чтобы определить, можно ли замыкать электрическую цепь в субботу (то есть включать свет), раввины пришли к физикам и попросили объяснить современную теорию электрического тока. Выводы из этих объяснений лежат в основе религиозного закона о том, что замыкание цепи нарушает субботу. Пожелав узнать, вправе ли прибегнуть к искусственному оплодотворению пары, которые не могут иметь детей, раввины обратились за консультацией к биологам и медикам, после чего приняли положительное решение.
Клонирование – не исключение. Чтобы определить, как отнесется иудаизм к клонированию человека, нужно понять, о чем, собственно, идет речь.
Клонирование, реальность и фантастика
Как ни странно, определение клонирования очень простое. Это неполовой метод размножения, тогда как бо́льшая часть живой природы размножается половыми методами, то есть в создании потомства участвуют мужская и женская особи. Каждая дает потомству половину генетического материала. Такой метод обеспечивает внутривидовое разнообразие. Однако иногда для размножения используется только один пол. Пример такого размножения у растений – почкование. Другой пример – проращивание отростков.
У животных неполовое размножение встречается гораздо реже, поскольку даже животные-гермафродиты – это все-таки два пола, хотя и в одном организме. Пример неполового размножения у животных – это партеногенез. При этом новая особь появляется в результате деления неоплодотворенной яйцеклетки. Партеногенез встречается у некоторых видов насекомых, а среди хордовых – у амфибий и пресмыкающихся.
В отличие от естественного неполового размножения, клонирование – это искусственное создание организма, генетически идентичного исходному. Применительно к млекопитающим и человеку, это значит, что клон генетически неотличим от своего «родителя».
Это сходство породило огромное количество мифов и предрассудков, которые широко распространились благодаря популярности идеи клонирования в научно-фантастической литературе. Среди сюжетов, которыми писатели и режиссеры пугают подростков, а журналисты – неискушенных читателей, особое внимание привлекают такие: клонирование доблестного воина, позволяющее создать непобедимые армии; выращивание миллионов покорных и безропотных рабов; производство клонов для обеспечения искусственными органами власть имущих и очень богатых людей; создание клона как двойника для последующей подмены; искусственное продление жизни путем пересадки мозга/электронной передачи сознания в тело молодого клона. Все это выглядит весьма устрашающе, не правда ли?
И все это совершенно оторвано от реальности. Нужно помнить, что генетическая идентичность вовсе не означает идентичность физическую, психологическую, интеллектуальную. В этом несложно убедиться, проанализировав характеристики однояйцевых близнецов. Обычные (не однояйцевые) близнецы – результат оплодотворения сперматозоидами нескольких яйцеклеток. Соответственно, каждый из эмбрионов получает свой уникальный генетический код. Однояйцевые же близнецы появляются в тех случаях, когда оплодотворенная яйцеклетка делится на две идентичные, полученные клетки разделяются, и каждая развивается в отдельный эмбрион. Таким образом, однояйцевые близнецы имеют совершенно одинаковые наборы генов. Поэтому они очень похожи внешне, у них похожие характеры, привычки и пристрастия. Но при этом никому не приходит в голову считать их одним и тем же человеком.
Клоны различаются гораздо больше. Во-первых, клон взрослого человека не появится на свет взрослым. Ему придется пройти те же самые девять месяцев внутриутробного развития, родиться и вырасти. Во-вторых, кроме ядерной ДНК – генетического материала, находящегося в хромосомах в ядре клеток, существует еще и так называемая митохондриальная ДНК (мДНК). Она содержится в митохондриях – внутриклеточных фабриках производства белков. Набор мДНК уникален для каждой женщины. Поэтому, если донором яйцеклетки для клона будет не мать оригинала, а другая женщина, то, при полной идентичности ядерной ДНК, мДНК будет совершенно иной. И хотя ученым до сих пор не удалось связать мДНК с физическими данными человека, они не отрицают большой вероятности такой связи.
Но даже если предположить, что ученые смогут создать клона, скопировав не только ядерную, но и митохондриальную ДНК, придется учесть следующее: клон будет расти в другое время, с ним и вокруг него будут происходить другие события, и это, несомненно, окажет влияние на его личность.
Кроме того, в отличие от фантастики, в реальной жизни все еще не существует устройства, способного заменить женский организм в деле вынашивания зародышей. Поэтому клон должен быть выращен в теле суррогатной матери. А современная наука практически не сомневается, что внутриутробное развитие влияет как на физический вид, так и на личность будущего ребенка. И даже если предположить, что клона предстоит вынашивать той же женщине, которая вынашивала оригинал, произойдет это в другое время, она будет чувствовать себя иначе, чем при первой беременности, и т. п. Даже в таком случае клон и оригинал будут отличаться больше, чем однояйцевые близнецы.
Клонирование – реальные вопросы и дилеммы
Однако это вовсе не значит, что клонирование людей, если оно станет возможным, не вызовет никаких проблем. За последние годы было высказано множество серьезных возражений и поставлен вопрос об этической и моральной целесообразности этой идеи. Перечислим основные из этих возражений.
Восстание против Творца. Большинство религиозных лидеров разных направлений отметили, что создание человеческой особи «нетрадиционным» методом – это попытка подняться на один уровень с Творцом, и назвали это стремлением обожествить человека и науку.
Уничтожение эмбрионов. При экспериментах с человеческими эмбрионами часть из них неизбежно уничтожается или гибнет. Многие религии квалифицируют это как убийство.
Отношение к клону: человек или не человек. Поскольку клона получат не при обычном зачатии, к нему будут относиться не как к человеку, а как к лабораторно выведенному подопытному животному.
Физическое здоровье клона. При эксперименте, в результате которого на свет появилась овца Долли, было использовано 277 яйцеклеток. Лишь 29 развилось до состояния морулы или бластулы (ранние уровни развития эмбриона, при котором его пересаживают в матку суррогатной матери), и лишь один эмбрион прижился, благодаря чему и родилась Долли. И хотя с тех пор процент успешных клонирований животных увеличился, он все еще очень низок. Кроме того, ученые признают, что многие из клонов появляются на свет с серьезными физическими отклонениями: ожирением, деформацией органов и т. п. Возникает вопрос, стоит ли создавать ребенка-клона, зная о возможности этих нарушений?
Родители клона: отношения с донором. Это включает в себя целый спектр проблем: кем будет приходиться клону оригинал его генетического материала – старшим братом-близнецом? Отцом? Или, если это женщина, – матерью? Будет ли донор яйцеклетки его матерью? Или, может быть, суррогатной матерью? Кем будут приходиться ему родители оригинала? Тоже родителями? Дедушкой и бабушкой? Как отнестись к ситуации, когда для спасения жизни ребенка, больного, например, лейкемией, родители создают для него младшего брата – клона, чтобы впоследствии располагать возможностью пересадки костного мозга? Морально ли такое поведение?
Религиозная принадлежность клона. Специфическая проблема иудаизма будет состоять в том, как определить, еврей ли клон.
Реальное клонирование
Чтобы попытаться ответить на все эти вопросы, необходимо сначала понять, как именно происходит клонирование. По состоянию науки на сегодняшний день наиболее перспективный метод клонирования – «пересадка ядра соматической клетки» (англ. SCNT – Somatic Cell Nuclear Transfer). Именно этим методом были созданы Долли и все последующие клоны-животные.
Попробуем кратко объяснить суть этого метода. Из соматической (то есть любой, кроме половой) клетки донора ДНК выделяют ядро. Затем его помещают в чашку Петри вплотную к неоплодотворенной яйцеклетке, из которой предварительно извлечено собственное ядро. Далее определенным образом (чаще всего с помощью электрического разряда) стимулируют деление этой яйцеклетки. Из-за отсутствия собственного ядра яйцеклетка при делении использует генетический материал ядра, помещенного рядом. И, продолжая делиться, развивается до состояния морулы или бластулы, после чего полученный эмбрион пересаживают в организм суррогатной матери. Появившаяся на свет особь будет иметь ту же ДНК, что и донор генетического материала. (И митохондриальную ДНК донора яйцеклетки.)
Таким методом уже были получены клоны овец, коров, лошадей, мышей, кошек, одной собаки и одной панды. Однако, когда ученые попытались клонировать приматов, их ждала неудача. После ряда экспериментов ученые предположительно определили, в чем проблема, но как ее решить, наука пока не придумала. Была даже одна достоверно документированная попытка клонирования человека, однако развитие яйцеклетки остановилось после второго или третьего деления.
Репродуктивное клонирование – возможности и проблемы
Вероятнее всего, рано или поздно наука преодолеет технические препятствия, стоящие на пути рождения первого клона человека. Но вот решатся ли ученые довести такой эксперимент до конца – неясно. Подавляющее большинство современных ученых крайне негативно отнеслось к самой идее репродуктивного клонирования человека. Если рождение Долли стимулировало работы по клонированию животных и с тех пор наука довольно сильно продвинулась в этом направлении, то попытки клонирования человека серьезные ученые пока отставили.
Но джинн выпущен из бутылки, и в ходе дискуссии о моральных аспектах репродуктивного клонирования появилось несколько возможных сценариев его практического применения. Перечислим наиболее серьезные из них:
– ребенок для пары в случае, когда обычное искусственное оплодотворение невозможно;
– пара, которая хочет родить клона старшего ребенка, больного тяжелым, но излечимым заболеванием, чтобы приобрести донора тканей (костного мозга и т. п.);
– пара, потерявшая ребенка в раннем возрасте, – чтобы справиться с психологической травмой.
У противников клонирования все это вызвало множество возражений. Среди них такие:
– ребенок будет генетическим двойником своего отца или старшего брата/сестры, и у него возникнут психологические проблемы с самоидентификацией. Ему придется жить «прожитую» или «чужую» жизнь;
– кто будет родителями такого ребенка, а кто – его братьями или сестрами?
– этично ли по отношению к ребенку заранее обрекать его на донорство для старшего брата (или отца?), не вызовет ли это тяжелой психологической травмы?
Фотография бластоцисты мыши (удерживается пипеткой), которая была
получена с помощью оптического микроскопа.
Бластоциста – зародышевый пузырек, полый шар, содержащий эмбрионные стволовые
клетки, формирующие зародыш на самом раннем этапе его развития. Центр генных
исследований cnf
Эдинбургского университета, Шотландия
Терапевтическое клонирование
Как уже говорилось, большинство ученых выступили против клонирования человека из-за моральных и этических проблем. Исследования этого направления не привлекли ни крупных ученых, ни серьезных источников финансирования. Казалось бы, на этом все и закончится.
Ситуация резко изменилась в 1998 году, когда ученым из Мэдисонского университета совместно с их коллегами из Лечебного центра «Рамбам» при Хайфском технионе удалось выделить эмбриональные стволовые клетки. Особенность этих клеток в том, что их последующие деления ведут к образованию той или иной ткани в организме человека. Ученые предположили, что, если разгадать механизм, заставляющий стволовую клетку делиться в клетки определенной ткани, это позволит искусственно выращивать нужные ткани и даже целые органы.
Если такой процесс окажется возможным, он откроет новые страницы в лечении целого ряда тяжелых заболеваний. В первую очередь учеными были названы диабет, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, гепатиты и другие заболевания печени, кожные заболевания, ожоги. Вновь выращенную ткань можно будет пересадить взамен ткани, пораженной болезнью, и таким образом добиться излечения или существенного улучшения состояния больного.
Однако главная проблема пересадки органов и тканей не исчезнет: речь идет об иммунном отторжении чужеродных тканей. И тут ученые вспомнили о клонировании. Они предложили создать эмбрион, используя ядро соматической клетки больного человека как источник генетического материала. Такой эмбрион будет клоном больного. Если выделить стволовые клетки такого эмбриона, а затем вырастить из них нужную ткань, то ее ДНК совпадет с ДНК больного и при пересадке не вызовет иммунную реакцию отторжения. Эта идея получила название «терапевтического клонирования».
Таким образом, вопрос клонирования человеческих эмбрионов вернулся на повестку дня. И хотя никто уже не говорил о репродуктивном клонировании, морально-этические претензии были предъявлены и терапевтическому клонированию. Первыми выразили их религиозные деятели, утверждавшие, что выделение стволовых клеток из эмбрионов ведет к остановке его развития, а значит – это убийство. Политики многих стран высказывали опасения, что если разрешить ученым заниматься терапевтическим клонированием, то они обязательно пойдут дальше и в конце концов произведут на свет живого клона.
А где же раввины?
В пределах иудаизма дискуссия о клонировании человека не достигла такого размаха, как в среде политиков и лидеров других религий. Дело в том, что иудаизм отличается прецедентным подходом к проблемам. Это значит, что проблемы решаются по мере их появления. Поскольку клонирование человека еще не имеет практического применения и даже не приблизилось к нему, то, по мнению большинства законоучителей, говорить пока еще не о чем. Однако появилось несколько статей, где были теоретически рассмотрены главные направления отношения иудаизма к клонированию, если оно станет реальностью. Перескажем их основные положения в следующей части нашей статьи.
Окончание следует
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.