[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2010 ТАМУЗ 5770 – 7(219)
Михаил шатров. КРАСНЫЙ ГЕДОНИСТ
В Москве на 79-м году жизни скончался киносценарист и драматург Михаил Маршак, работавший под псевдонимом Михаил Шатров. Он умер ночью во сне.
С именем Михаила Шатрова связана целая эпоха российской драматургии и советской общественной жизни. Его пьесы, посвященные эпохе революции и Гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их противоречиями.
Шатров – один из самых известных драматургов поздней советской эпохи, автор цикла пьес о революции и ее вождях. Герои его революционных пьес не умещаются в рамки советской истории. Характеры Троцкого, Сталина, Свердлова, Ленина в его произведениях полны драматических объемных черт. Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны – в «Современнике», «Ленкоме», Театре Ермоловой. Пьесы Шатрова вызывали большой резонанс. На одну из его пьес, шедшую во МХАТе, явился весь состав Политбюро ЦК КПСС во главе с Леонидом Брежневым.
Михаил Шатров родился 3 апреля 1932 года в Москве. Отец драматурга – Маршак Филипп Семенович, инженер – был расстрелян в 1937 году. Мать – Цецилия Александровна – преподавала немецкий язык в средней школе. Тетка драматурга была супругой члена ЦК ВКП(б) А.И. Рыкова. Великую Отечественную войну Михаил с матерью провел в Самарканде. В 1949 году арестовали Цецилию Александровну. В 1950 году, надеясь на свидание с матерью, которая отбывала срок в Красноярском крае (она была амнистирована в 1954 году), Михаил переселился к родственникам в Тюмень, где в школьном драмкружке поставил «Два капитана» Вениамина Каверина. В 1951 году вернулся в Москву, чтобы окончить школу и поступить в Горный институт.
Первые рассказы Михаила Шатрова были опубликованы в 1952 году в алтайской газете «Горная Шория». На Алтае Шатров проходил практику и работал бурильщиком. В 1954 году он написал пьесу из школьной жизни «Чистые руки». В 1955 году студент Горного института Михаил Маршак принес рукопись своей первой пьесы – «Чистые руки» – в Центральный детский театр Олегу Ефремову, который решил, что перед ним сумасшедший, решивший взять себе в качестве псевдонима фамилию известного детского поэта.
В следующей пьесе Шатрова – «Место в жизни» (1956) – тоже разрабатывалась молодежная проблематика. Разоблачение культа личности Сталина обратило драматурга к «ленинским нормам партийной жизни» и к теме революции. Его первая пьеса, посвященная этой тематике, называлась «Именем революции» и была рассчитана на подростковую аудиторию. В ней уже присутствовало то, что составит идейный стержень его последующей драматургии: верность идеям революции, честность и благородство участвовавших в ней людей и забвение всего этого последующими поколениями.
В 1970-х годах Шатров создает сценарий четырех киноновелл о Ленине, однако встречает обвинения в искажении «исторической правды» и проведении «ревизионистской линии». Эта критика определила отход М. Шатрова от ленинской темы и обращение к современности.
В конце 1980-х годов он инициировал создание в Москве международного культурного центра. В 1994 году было создано закрытое акционерное общество «Москва – Красные Холмы», которое М. Шатров возглавил в качестве президента и председателя совета директоров, однако без права решения финансовых вопросов.
До конца жизни Шатров был уверен, что, пока существуют бедные и богатые, идеи Ленина будут востребованными. Сам при этом считал, что до перестройки он был гораздо более обеспеченным человеком. Жил в «Доме на набережной», где когда-то занимал квартиру председатель Совнаркома Алексей Рыков, муж арестованной сестры отца драматурга.
Последняя пьеса Михаила Шатрова «Может быть» была написана в 1993 году для Ванессы Редгрейв.
Александр Кузнецов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.